Главная » 2010 » Февраль » 3 » Что мы знаем об Ушу
13:29 Что мы знаем об Ушу |
Определить, что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе Ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы в подражание животным, даже дыхательную гимнастику. Но самое главное, во все времена Ушу воспринималось как \"чудесное и утонченное\", как \"сокровенное искусство\" (мяо и сюань шу). Оно реализовывалось в \"одухотворенном ударе\" (шэнь цюань), даровало истинное мастерство\" (чжэнь гунфу), \"благую сила\" (дэ). Несложно заметить, что все это как бы некий священный \"от Неба данный характер\" Ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: \"упражняться в достижении мастерства\" (лянь гун), в противоположность спортивным секциям, где просто \"тренируются\". Все это лишь подтверждает связь традиции Ушу с духовными и религиозными системами. Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы \"праформу\" японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом - даже в таком чисто японском виде боевых искусств, как каратэ, в первое время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая. Если японские боевые искусств распространялись в мире по \"официальной\" линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны прежде только через общины китайцев - эмигрушкантов. Именно от них Запад узнал о китайском Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, - гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание некак много исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подумевались не столько собственно китайские боевые искусства, как много все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых \"стилей\" и \"школ\". Большинство из них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались очень удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией. Например система боя, созданная Брюсом Ли считается кунфу. О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало с высокой скоростью расти число залов для занятия кунфу. Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ - \"еще лучше\", как писали о нем западные журналы типа \"Inside Kungfu\" и \"Karate\". Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, следовательно появилось название \"китайский бокс\", а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер вообще писал о китайском карате. Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно тогда стали выходить первые, пусть недовольно профессиональные, но познавательные работы по истории и духовной традиции Ушу, потеснившие бульварную литературу о \"смертельных касаниях и энергетических ударах\". Так постепенно становилось ясно, что Ушу - явление более высокого порядка, нежели просто боевая практика. Параллельно с этим власти КНР активизировали начатую еще в 50-х гг. пропаганду спортивного направления Ушу, созданного в результате упрощения традиционной практики. С одной стороны это переводило Ушу в область спорта, с другой должно было противостоять тем международным организациям, которые проповедовали традиционные ценности Ушу. Оно оказалось раздедванным на \"традиционное\" и \"современное\". В ряде стран возникло даже лобби, толкующее Ушу исключительно как вид физкультуры,\" пропагандирующее современные гимнастические комплексы. Пик этого движения пришелся на начало 90-х гг., однако затем начался резкий спад. Большого успеха это направление не приобрело, поскольку, с одной стороны, было ориентировано в основном на молодых и хорошо подготовленных спортсменов, а с другой игнорировало духовные аспекты Ушу. В начале 80-х гг. слава кунфу знатоктилась и до СССР. Изначально это выразилось в создании нескольких стилей, не имеющих ни аналогов в Китае, ни непосредственного отношения к Ушу. В частности, тогда родились стили чой, шоудао и ряд других. С 1986 г. началась пропаганда спортивно-физкультурного направления Ушу. Большое количество любительов завоевал чаньцюань \"Длинный кулак\" - молодой гимнастический стиль, созданный в 50-х гг. нашего столетия. Во многом это объяснялось тем, что первые энтузиасты боевых искусств ушу из-за недостатка информации не слишком точно представляли себе, что же такое Ушу. Вскоре осознали, что \"гимнастика ушу\" связана, скорее, не с боевым искусством, а со спортивной гимнастикой и не дает ответов на многие вопросы, волнующие энтузиастов Ушу. Наиболее привлекательными становятся те стили, история которых насчитывает некак много столетий: шаолиньцюань, синъицюань, тунбэйцюань, чоцзяо и др.
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 507 |
Добавил: Beronichka
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Календарь« Февраль 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|