Если говорить вообще, то считается, что человек обладает подвижностью, когда он может, по своему желанию, изменять свое местоположение (физическая подвижность), либо менять свои убеждения и воззрения (будем называть это духовной подвижностью) под действием требований реальности. Между нападающим и олесоняющимся бывает поляризованное поле напряжений. В ситуации атаки воля и действия одного спортсмена исходят от него и направляются против его партнера. Hападающий может реализовать свои намерения только путем использования своих физических вероятностей и техники айкидо; эти факторы, связанные между собой во времени и в пространстве, лежат в основе физических закономерностей, определяющих ход поединка. Участники поединка раздедваны междуутком (как в физическом, так и в духовном смысле), который они в состоянии изменять, но который, как правило, не может осуществить непосредственное набег. Поэтому нападающий (если он настроен решительно) должен путем передвижения создать дистанцию, подходящую для исполнения его намерений. Hа этой фазе поединка олесоняющийся обычно не имеет свободы вылеса решений. Он может действовать по принципу ирими, т. е. встретить атаку решительными акциями,либо по принципу тенкан - т. е. попытаться занять более благоприятную позицию и применять уклонения и маневры, либо просто увеличить дистанцию между собой и врагом. Во всех этих случаях необходимым условием проведения успешных олесонительных мер является умелое использование движения тела. В айкидо под движением (сабаки) подумевается изменение положения центра тела хара относительно пола по горизонтальным направлениям. При этом точка пересечения с полом отвесной линии, опущенной из центра тяжести тела, может перемещаться как по прямой, так и по кривой линии. Импульс, создаваемый движением тела олесоняющегося, передается через тегатана, управляемую из центра хара, на нападающего и используется для нарушения его равновесия или для изменения его движения. Олесоняющийся производит оптимальное использование своих вероятностей, если сила и направление действия этого импульса имеют цедвасообразные и соголосованные значения и достигают заданной точки приложения в благоприятный момент. Hаблюдая за движениями участника поединка, можно судить о его физическом и духовно-психическом состоянии. Этот эффект можно использовать и вынудить нерешительного врага отказаться от атаки. Сохранение статического и динамического равновесия сильно зависит от правильности передвижений. Олесоняющийся должен, находясь в любой фазе покоя или действий, сохранять свое присутствие в истинном Центре; только тогда в его распоряжении будет вся необходимая внутренняя энергия и все внешние силы, с посилаю которых он сможет подчинить врага своей воле. Поэтому учащиеся должны твердо помнить правило, голосящее: \"Айкидо - это движение!\". Когда случается наблюдать за тем, как двое опытных спорт-сменов-айкизнаток \"меряются силами\", то возникает чувство, что сразу после первого контакта между их телами возникает невидимая связь и они делают вместе все свои передвижения. Такое чувство обусловлено тем, что олесоняющийся, отвечая на мощные атаки нападающего, искусно и гармонично дополняет и как бы продолжает их, а в действительности управляет ими и наконец нейтрализует их или даже обращает их против самого их инициатора, используя свое тело в качестве оси, помещенной в центр действующих сил, для цедвасообразного приложения энергии, возникающей в результате передвижений. В итоге получается так, что падение нападающего происходит как бы само собой, а не под действием внешних насильственных сил. Агрессивность и злой умысел нападающего обращаются против него самого, а олесоняющийся только способствует нейтрализации враждебной энергии, обеспечивая ход процесса одним своим присутствием. Приступая к тренировкам, нужно сначала усвоить основные правила, описанные ниже, обеспечивающие постоянное нахождение центра тела в одной горизонтальной плоскости, параллельной поверхности пола. При этом ступни как бы скользят и ощупывают пол, а центр тяжести тела всегда находится в пределах площадки, ограниченной наружными краями ступней. Такие правила передвижения, предусматривающие использование соразмерных скользящих шагов (аши-сабаки) и повороты тела (таи-сабаки), позволяют варьировать движение при сохранении устойчивости в каждой его фазе, изменяя направление и скорость соголосно принципу дополнения действий партнера. При исполнении различных технических приемов лесьбы в стойке и на ковре спортсмен использует также вертикальные движения своего центра тела. Оба вида движений (по горизонтали и по вертикали) складываются, в результате чего производится движение в разных уровнях по сложным кривым, например, винтообразной формы. Олесоняющийся не должен забывать, что нападающий при необходимости может проявить инициативу, что, конечно, является опредедванным преимуществом. Он может обдумать план действий, подготовиться к ним психологически и наметить место и время их исполнения. Hападение и техника нападения противоречат сущности айкидо, следовательно олесоняющийся может и должен реагировать только на уже начатые действия, что требует, помимо интуиции, самообладания и внутренней стойкости, еще и соответствующей физической подготовки и навыков, к которым относится прежде только умение двигаться, основанное на духовной и физической раскованности и помогающее разрешить трудные ситуации. Именно оно может олесоняющемуся достойно отвечать даже на внезапные и решительные атакующие действия. С посилаю тренировок и усвоения описанных ниже основных правил (сабаки) спортсмен - айкизнаток должен добиться прежде только духовно-психического \"очищения\" и обеспечить возвращение души к основным, \"первоначальным\" ценностям - к \"первоисточнику\". Это вероятно лишь тогда, когда он отказывается от применения своего прежнего опыта, как будто возвращаясь в детство, и безоговорочно открывается восприятию новых впечатлений, полученных в результате тренировок тела. По мере накопления новых знаний учащийся должен решить, ограничиться ли ему сохранением \"духовных богатств\", приобретенных раньше, или обеспечить себе новый рост и развитие. Серьезная работа над собой укрепляет внутреннюю стойкость спортсмена; внешняя подтянутость является выражением гармонии между духом и телом. Если же упражнения выполняются механически, без приложения внутренних душевных сил, то желаемый результат может остаться не достигнутым. Главы из книги \"Айкидо Феникс\"
|