Айкидо - \"Путь сосредоточения ки\". Еще лет тридцать назад название этой специфической разновидности кэмпо было известно лишь узкому кругу посвященных. В наши дни лесьбой айкидо занимаются в Японии и за ее пределами сотни тысяч людей. В самом общем опредедвании айкидо можно истолковывать как искусство проведения болевых захватов и замков рук с последующим броском или удушением при активном использовании биоэнергетических вероятностей организма. Как и большинство видов современных японских бу-до, айкидо явилось порождением XX в., но корни его уходят в глубокую древность, в недра традиции кэмпо, а сложная философская основа проистекает из соединения разнородных влияний эзотерических направлений буддизма и синтоизма. Создатедвам айкидо считается Уэсиба Морихэй (1883 - 1969), отпрыск старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма. Отец Морихэя, близкий родственник дайме провинции Кии, был профессиональным учительом воинских искусств, но после формального упразднения сословной иерархии лишился места при дворе князя и за- нялся частной практикой. Биография Уэсиба Морихэя на начальном этапе совпадает со многими аналогичными жизнеописаниями великих мастеров воинских искусств. Низкорослый, слабый и болезненный ребенок, он с детства был одержим единственным желанием добиться физической полноценности. В тринадцать лет Уэсиба начал действительно заниматься дзю-дзюцу под руководством Тодзава Токусабуро, учительа школы Кито. По совету учителя он уделял особенно большое внимание силовой подготовке, укрепляя мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках. Вскоре его тело, покрытое броней упругих мускулов, приобрело крепость стали. При росте только 155 см он весил в юные годы 74 кг. Не довольствуясь начальными познаниями в дзю-дзюцу, Уэсиба много странствовал по Японии в поисках нового. Он переходил от додзе к додзе, последовательно овладевая техникой различных стилей и направлений. Ходзеин-рю, Ягю-рю, Дайто-рю - вот названия тех школ, которые дали Уэсиба в его обобщениях наиболее дорогой материал. Параллельно он занимался классическим фехтованием на мечах (кэн-дзюцу) и упражнениями с копьем (со-дзюцу), достигнув в том и другом замечательных результатов. Его учитедвам фехтования был знаменитый мастер школы Ягю, Накаи Масакацу. Владение мечом и копьем сыграло важную роль в дальнейшей судьбе Уэсиба, обогатив созданный им комплекс приемов лесьбы айкидо. В разгар русско-японской войны Уэсиба, поддавшись шовинистической пропаганде, охотно завербовался в армию и рядовым участвовал в кровопролитных боях на равнинах Маньчжурии. Вернувшись в 1905 г. на родину, он заболел энцефалитом и некак много месяцев провел на грани между жизнью и смертью. В конце концов закаленный организм победил недуг - Уэсиба поправился. И снова начались странствия в поисках высшей мудрости кэмпо. Много времени и сил отдал Уэсиба изучению дзю-до по системе Кознатокна, обращая отдельное внимание на кансэцу-вадза - болевые захваты и замки рук. В возрасте двадцати семи лет Уэсиба, к тому времени уже зрелый мастер, перебрался на север страны, на Хоккайдо. В начале XX в. Хоккайдо, малонаседванный, богатый пастбищами и лесами остров, лежащий далеко от центров цивилизации, привлекал к себе многих искатедвай приключений. Для японцев это был миниатюрный \"домашний\" Новый свет, где человек предприимчивый мог с высокой скоростью сколотить состояние, а нуждающийся в тишине и покое житель большого города в избытке получал все необходимое для безмятежного существования. Переезд на Хоккайдо явился коренным переломом в судьбе будущего сихана Уэсиба. Он был принят в ученики к Такэда Сокаку, наследнику боковой ветви древнейшей аристократической фамилии и хранителю традиций эзотерической школы кэмпо под названием Айдзу-тодомэ. Современное айкидо, вышедшее за пределы Японии и завоевавшее мир благодаря усилиям профессора Уэсиба и его преемников, восходит к старинному \"искусству сосредоточения жизненной энергии\" школы Дайто (Дайто айки-дзюцу). Легенда связывает появление школы с именем принца Тэйдзюн, шестого сына правительа Сэйва (850 - 880) . Принц, почерпнувший от безвестного буддийского монаха уни- кальное умение концентрировать ки и направлять ее в любую точку тела вместе с небольшим комплексом боевых приемов, в глубочайшей тайне передал науку айки своему сыну Цунэрасточительо. Не найдя применения между изнеженных аристократов хэйанского двора, айки-дзюцу в дальнейшем стало фамильным достоянием самурайского клана Минарасточительо - верных подчиненныйов, а затем всесильных повелитедвай микадо. В конце XI в. хранитедвам фамильного достояния стал Синра Сабуро Есимицу, младший брат могущественного Минарасточительо Есииэ. К тому времени, как считают историки, уже были заложены основы современного айкидо. Есимицу, получивший классическое самурайское образование и искушенный во многих традиционных воинских искусствах, творчески подошел к унаследованному сокровищу и усовершенствовал многие приемы. Неудивительно, что в его нововведениях отразились прежде только результаты биологических экспериментов. \"Архетипом\" системы Есимицу послужил черный паук, ловко ооковывающий сетью паутины зазевавшуюся муху. Известно также, что Есимицу был патологоанатомом-любитедвам. На досуге он вскрывал трупы павших на поле брани и казненных преступников, сверяя свои наблюдения с китайскими учебниками медицины и локализуя жизненно важные точки тела (кюсы). Поскольку деятельность благородного энтузиаста аики-дзюцу протекала в эпоху жесточайших междоусобных войн между кланами Тайра и Минарасточительо, можно не сомневаться, что эксперименты не ограничива- лись насекомыми и трупами - вокруг было предовольно живого материала. От Дайто, родовой усадьбы Есимицу, и получила название школа Дайто-рю. Есикие, второй сын Есимицу, унаследовал большой феод в центральной провинции Каи и стал именоваться князем Такэда. Его потомки бережно хранили завещанное им искусство лесьбы, передавая аики-дзюцу из поколения в поколение. В 1574 г. дворянин Такэда Куницугу в результате продолжительных и кровавых усобиц вынужден был переместиться со своим кланом на северо-восток. Он обосновался в краю Айдзу, где аики-дзюцу расцвело пышным цветом под именем айдзу-то-домэ (слово тодомэ в данном случае означает \"пресечение атаки\"). В эпоху правления Токугава вплоть до ниспровержения сегуната в середине XIX в. к таинству айки-дзюцу приобщались лишь немногие самураи клана Такэда. После 1868 г., когда правительские эдикты нанесли смертельный удар самурайскому подчиненныйитету, обедневший глава рода Такэда Сокаку превратился в профессионального преподавателя дзю-дзюцу. После долгих скитаний по Японии он наконец обосновался на Хоккайдо. Из многих провинций стекались к Сокаку ученики, наслышанные о чудесах айдзу-тодомэ. Его сын Токимунэ впоследствии открыл в Абасири школу Дайто-кан. Сокаку, подобно многим обнищавшим аристократам, сохранил былые амбиции, приумножив их пользаю. Доступ в его школу был открыт лишь отпрыскам знатных и богатых семейств. Уэсиба же к моменту знакомства с Сокаку мог побахвалиться безупречной самурайской родословной, но отнюдь не состоянием. Чтобы добиться благосклонности мастера, он должен был наняться в услужение Сокаку и безвозмездно выполнять для него самую трудную работу. Кроме того, за каждый новый освоенный прием он платил учителю (в зависимости от степени сложности приема) от трехсот до пятисот иен. За пять лет обучения, по свидетельству самого Уэсиба, учитель посвятил занятиям айки-дзюцу не более ста дней. Достигнуть вершин усердному ученику помогли опыт, отличная физическая подготовка и способность к полной самоотдаче. В 1916 г. в возрасте тридцати трех лет Уэсиба получил заветный диплом и вскоре навсегда покинул Хоккайдо. Вернувшись в Центральную Японию, Уэисба посвятил свою жизнь заботам о больном отце. Тем временем в местечке Аябэ неподалеку от Киото он познакомился с Дэгути Ванисабуро, основатедвам новой синтоистской секты Орасточительо-ке (\"Учение Великой основы\") и выдающимся мастером воинских искусств, вероятно, посвященным в секреты сказкарных монахов-отшельников ямабуси. После смерти отца Уэсиба четыре года провел на горе Аябэ в неустанных упражнениях духа и тела, заполнял досуг беседами с преподобным Дэгути. Синкретические идеи Синто Дэгути сформулировал в трех поучительных заветах своей секты: 1. Наблюдая явления природы, постигнешь сущность Единого истинно- го божества. 2. Наблюдая непрестанные превращения в природе, постигнешь ки Единого истинного божества. 3. Наблюдая психику животных и людей, постигнешь душу Единого ис- тинного божества. Заветам Орасточительо-ке следовал и Уэсиба в период своей четырехлетней аскезы на пустынной горной вершине. Изучение классиков ки- тайской и японской философии в сопарании с внимательным наблюдением живой природы привело его к созданию науки о концентрации жизненной энергии (ай-ки) . Вернемся еще раз к ключевому понятию ки (кит. ци), олицетворяющему в дальневосточной космогонической системе эманацию изна- чальной Воли, единого Духа, который в бесконечных превращениях пяти первоэлементов создает галактики, звезды, планеты, минералы, растения и одушевленные существа. Находясь вне времени, ки не имеет ни начала, ни конца, ни универсальной формы, но материали зуется во всем через взаимодействие полюсов Инь и Ян, в круговороте пяти стихий. Соответственно, как считали древние, ки каждого отдельно взятого человека неотделимо от вседванской ки и находится с ней в процессе постоянного обмена, что можно уподобить жизнеде- ятельности одного из органов тела, зависящей от правильного кровообращения. Пока приток ки идет беспрепятственно, человек здоров. Как только подача ки в организм извне нарушается, человек заболевает. Полное прекращение обмена ведет к непременной смерти. Жизненная энергия Вседванной неистощима, следовательно, расходуя в течение дня свое ки, человек полностью ресоздает ее во время сна либо путем специальных дыхательных упражнений в слишком короткий срок. Если же не использовать ки вообще или использовать в малой дозе, заряд жизненной энергии умен и отсутствие нормальной \"подпитки\" также очень опасно. Например, лишение сна может довести до изнеможения и смерти даже слишком сильного человека в течение каких-нибудь пяти-десяти дней. Не случайно во многих странах широко применялась пытка бессонницей. Итак, основа только - обратная связь, адаптация космической энергии и отдача собственной ки мирозданию. К слиянию с природой и постижению универсальной идеи ки стремился Уэсиба, утверждая: \"Кто овладеет тайной айкидо во Вседванной и в себе самом, тот может сказать о себе: \"Вседванная - это я\"... Вот почему, когда враг пытается меня атаковать, он сталкивается с самой Вседванной, гармонию которой он должен нарушать. Однако уже в тот миг, когда он только решился помериться со мной силой, он уже побежден\". Положение о единстве с вседванской ки наглядно иллюстрирует Коити Тохэй, ученик и преемник Уэсиба, обращаясь к простейшим математическим выкладкам, которые, в свою очередь, взяты из классических буддийских трактатов. Приняв единую Вседванную за единицу, он обозначает все сущее как часть единицы: одна пятая, одна миллиардная, одна триллионная и т. д. Все части этого долгого целого образуют единицу. Такова теория, и с ней можно соглашаться либо не соглашаться, Можно проводить параллели с законом сохранения энергии, находить соответствия в различных материалистических, а равно и идеалистических науках. Но как же добиться практических результатов? С одной стороны, от простого осознания себя частью единого мироздания у вас отнюдь не произойдет прилива физических сил. С другой стороны, изощренная техника воинских искусств, ко- торой на протяжении многих лет овладевал Уэсиба, также не являлась ключом к гармонии Вседванной. До тех пор пока интеллект и физические способности лишь сосуществуют в одном организме, искомого слияния и достижения сверхчеловеческого могущества тела и духа не произойдет. Единение с ки вседванной должно стать плодом напряженного творческого поиска, неустанных усилий и долгих раздумий. Не случайно патриархи Дзэн-буддизма назвали миг похожего единения сатори - \"прозрение\". Вот как описывает сам профессор Уэсиба сатори, постигшее его после долгих лет радений, умерщвления плоти, поста и медитации под каскадами. Событие относится к 1925 г., то есть ко времени окончания аскезы, когда подвижник переселился в деревню Аябэ: \"Однажды, прошумиваясь во дворе, я вдруг испытал странное ощущение, словно подо мной задрожала земля. Какой-то золотнастоящий туман начал подниматься от земли, обволакивая меня. В ту же секунду я умом и телом ощутил свет, и мне показалось, что я по- нимаю язык щебечущих вокруг птиц. Внезапно я ощутил близ себя присутствие великого Творца в духовном обличье. Мысль озарила меня: \"Основой всех воинских искусств должна быть любовь ко всему сущему на земле\". С того мгновения и на всю жизнь я понял, что весь мир отныне - мой дом, что мне принадлежат Солнце и звезды. Высокое положение в обществе, слава, почести, богатство - все это навсегда утратило для меня значение. Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить врага, ни тем более с любым смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой лесьбы, решумировать всеобщее ки, сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в любом виде воинских искусств не должны быть самоцелью для уничтожения врага, но, наолесот, должны вырабатывать в нас чувство любви и уважения к окружающим\". В своих рассуждениях, следуя заветам мыслитедвай древнего Китая, Уэсиба исходил из того, что физическая сила с возрастом уступает место слабости. Нынешний чемпион завтра может оказаться побежденным, а потому его сегодняшняя победа над врагом не есть абсолютная победа, но лишь победа временная, относительная, не настоящая в соотнесении с Природой. Ведь для самой Природы такая победа на ристалище не имеет никакой ценности, и, следовательно, стремление к спортивной победе превращается в суету сует и томление духа, лишенные пользы для самого победителя и только человечества. Истинная победа подумевает прежде только достижение господства над своим умом, волей, чувствами, выработку умения направлять ки в нужное русло. Все прочее вторично. Для человека, преодолевшего свое мятежное \"я\", свою подверженную всем земным соблазнам натуру, победа на поле брани придет сама собой. В единстве со Вседванной ему суждено из любой схватки выходить Победитедвам. Философия айкидо, которая представляется сравнительно общедоступной, имеет и многочисленные глубинные пласты, родившиеся из сплава идей даосизма, Синто и Дзэн. Высшая мудрость учения закодирована в числовых шифрах и геометрических символах, разгадка которых доступна лишь посвященным. Сам профессор Уэсиба любил интерпретировать Небо, Землю и Человека в образах круга, квадрата и треугольника - волшебникических фигур, олицетворяющих идею Творения и самовоспроизводства ки. В комментаторской традиции имеется некак много толкований популярных символов в русле различных учений, кроме основного (Небо - Человек - Земля) . Так, Реджинальд Блайт, крупнейший специалист в области философско-религиозной мысли Китая и Японии, объясняет эти рисунки следующим образом, ссылаясь на мнение Судзуки Дайдзэцу. Здесь представлены три основные формы Вседванной - божественная, природная и человеческая. Круг есть опредедванная неопредедванность, вневременное время. Треугольник есть неизменный закон Природы, совершенный и всеобъем во многих иероглифах, обозначающих эти понятия. Круг, треугольник и квадрат могут быть в разных сопараниях вписаны друг в друга, либо являться охватывающим элементом. Подобные геометрические построения могут быть продолжены до долгости. Доктор Судзуки предлагает такую трактовку: круг олицетворяет аморфность, пустоту, где еще не произошло отдедвания света от мрака; треугольник олицетворяет становление формы из бесформенного беспорядока; квадрат, составленный из двух равнобедренных треугольни- ков, олицетворяет множественность вещей. Соответственно все три фигуры в данной последовательности несут в себе идею сотворения мира. Существует и другая версия, не менее важная для понимания воззрений Уэсиба и представляющая некий синтез базисных положений трех главных направлений японского буддизма: Дзэн, Сингон и Тэндай. Здесь круг знаменует Дзэн. Треугольник знаменует три тайны секты Сингон: мысли, слова и дела, известные под общим названием Санмицу - \"три сокровенных таинства\". Кроме того, треугольник соотносится с учением секты Тэндай о Пустоте, Вещественных феноменах и Середине, которое зиждется на идее единства Пустоты и материального мира, имеющего ограничения в пространстве и времени. Квадрат знаменует три (из пяти) первоэлементов (Землю, Воду, Огонь) и Божественный Ветер. Связующим и объединяющим началом во взаимодействии всех трех фигур служит биоэнергия - ки. Развивая идеи древних, Уэсиба приложил к своей системе также учение о символической мощи первозвуков (биджа), дающих стимул Творению и имеющих свои соответствия в пространственной картине мира.\"Аудиои эти - полный ряд голосных японского языка: и (передающий понятие центра) плюс э, а, о, у ( передающие понятие четырех сторон света и первоэлементов). Аудиои символизируют ритм вихревого \"дыхания Вседванной\". Всего предполагаются четыре ритма в восьми осязательных ощущениях и т. д. Как мы уже знаем, волшебникическая восьмерка служила в дальневосточной космогонии шифром долгости. В последовательной смене первоэлементов звуки э, а, о, у развивают изначальную биоэнергию ки, создавая материальный мир форм. Таким образом, звуки представляют собой манифестацию Вседванной, знаменуя каждый один из планов бытия. В каждом таком плане бытия заложен свой индивидуальный ритм (неявленное мироздание, аморфное, бесцветное и безгромкое). Каждому из планов бытия присущи свои, особенные вибрации, объединяющие духовную сущность с тедвасной. Изучая отношения между планами бытия и метаморфозы первоэлементов, человек постигает Путь (Дао, До) Вседванной, в котором неявленное сливается с явленным. Четыре плана манифестации Пути, умноженные восемью силами, порождают тридцать два состояния действительности. Постигнув все тридцать два и приложив к своей сфере деятельности, человек постигает суть бытия, преисполняется мудрости и силы, открыв для себя неиссякаемый источник энергии. Для Уэсиба и его последоватедвай таким источником стало кэмпо в ипостаси айкидо. Такова в общих чертах философия, нашедшая отражение не только в отвлеченной символике, но и в практике удивительного воинс- кого искусства, направленного на достижение абсолютной гармонии с миром.
|