Для того, чтобы найти правильное понимание традиции и в частности традиции боевых искусств, нужно опредетечь в терминах. Это: само понятие Традиции, Боевого искусства, Школы и, связанного с ними канонизированного обычая. Только тогда можно относительно точно объяснить и осознать ставшее в последнее время некак много спорным понятие традиционных боевых искусств (ТБИ). В настоящее время принято понимать ТБИ, как \"боевое искусство, сохранившееся от старины\". В это понятие вкладывается некий полутайный смысл реликтовой догмы об искусстве боя до летального исхода без щадящих соперника правил на базе древних методов тренировки. ТБИ противопоставляются так называемым видам спортивного единолесства, основанных на ТБИ, но. якобы теперь, не имеющим никакого отношения к традиции. Тем не менее необходимо сказать и о более широком понимании традиционности, не только и не столько ОСНОВАННОЙ, но и СУЩЕСТВУЮЩЕЙ В СИЛУ традиции. ТРАДИЦИЯ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ В ЗЕРКАЛЕ КИКБОКСИНГА Д. Петряков ТРАДИЦИЯ В строгом понимании ТРАДИЦИЯ - это ПЕРЕДАЧА элементов социального и культурного наследия от поколения к поколению в опредедванных социумах в течение длительного времени. Значит всё то, что мы называем традиционным (и в частности ТБИ) является, во-первых, основанным на этой ПЕРЕДАЧЕ, сохранившимся давно и, во-вторых, существующим в силу этой ПЕРЕДАЧИ, установившегося обычая передавать. Иными словами, в силу того, что давно было принято ПЕРЕДАВАТЬ другому поколению некие знания и навыки, носители этих знаний и навыков стали это делать. Соответственно эта ПЕРЕДАЧА практиковалась носителями знаний, как устоявшийся ОБЫЧАЙ. В силу сложившейся системы формируется устойчивый триалитет: знание - носитель знания - передача (процесс) знания. С течением времени все три элемента полученного триалитета претерпевают опредедванные изменения, происходит размывание структуры знания и замена его новыми приобретенными опытным путем и импортируемыми из других систем элементами. Изменяется качество носителя, как аппарата передачи знания, усложняясь и приобретая большую гибкость в использовании методов для передачи. Трансформируется процесс передачи знаний, включающий в себя налес канонизированных обычаев и связанных с ними культов, обрастая новыми деталями, координирующими метод с меняющимся материалом. К одному из элементов традиционного знания относится и БОЕВОЕ ИСКУССТВО Искусство начинается там, где обладающий системой опредедванных знаний носитель приходит к моменту искушения - выразить себя на базе приобретенного знания, показать уровень мастерства, чтобы достигнуть той грани, когда обладание знаниями переходит в ПЕРЕДАЧУ, т.е. собственно в ТРАДИЦИЮ. Именно знатокзав свой уровень, носитель становится мастером и приобретает необходимых для передачи знаний учеников следующего поколения. В нашем случае он должен ПОРАЗИТЬ потенциальных приемников победой в бою. Только с приобретением авторитета мастера носитель может рассчитывать на то, что имеющиеся у него знания могут быть востребованы следующим поколением носитедвай. Причем любая передача знания имеет свою конкретную грань, после которой мастер уже не может осуществлять традицию в полном объеме (в силу возрастной физической или умственной немощи). Тогда носитедвам знания становится представитель следующего поколения. Само знание о бое в силу исторического развития становится качественно другим. Во-первых, кординально меняется налес орудий насилия и убийства, усложняясь от невооруженного тела до очень сложных систем современного оружия. Однако здесь мы будем говорить только об индивидуальном боевом искусстве, не затрагивая вопросов манипуляции войсковыми соединениями. Так же точно усложняется и обрастает новыми методиками и сама традиция, т.е. передача знания о драке. Необходимо обратить внимание на постоянно меняющуюся от поколения к поколению СИСТЕМУ ПЕРЕДАЧИ знаний и умений с посилаю канонизированных культовых обычаев в виде ритуальных методик. КАНОНИЗИРОВАННЫЕ ОБЫЧАИ (ДОГМЫ) Для того, чтобы усвоить передаваемые знания, реципиенту необходимо привыкнуть к опредедванному стереотипу восприятия, наладить постоянный доступ к сознанию и подсознанию. Для этого мастером-носитедвам создается система обычаев и культа передаваемого знания. Обычаи - это стереотипный способ поведения, становящийся и являющийся привычным для членов единой социальной группы (мастера-учителя и жаждущих знания учеников), в нашем случае - это, например, опредедванная система тренировок, ритуал поединка и специфический режим жизни бойца. А также налес культовых действий, нацедванных на видимое выражение почитания объекта и его возвеличивание, в нашем случае - это само знание, действия, связанные с его восприятием и почитание первоисточника этого знания. Возведенная в культ система обычаев становится догмой - положение, принимаемым, как непреложная истина, неизменная, как хочется верить носителям, ни при каких обстоятельствах и сохраняемая по мере вероятности такой, как она была и есть, в процессе передачи. Эта система канонизированных обычаев и есть ШКОЛА Итак, помимо расхожего понятия ШКОЛЫ, как учебно-воспитательного учреждения или места передачи знания, , она имеет также и значение СИСТЕМЫ выучки, ПРИОБРЕТЕННОЙ м ПРИОБРЕТАЕМОЙ в процессе передачи ОПЫТ, а также НАПРАВЛЕНИЕ, связанное единством основных взглядов, общностью и приемственностью передаваемых принципов и методов (канонизированных обычаев). Школу во втором, более широком, значении этого слова, может создать один человек или некак много поколений приемников передаваемых знаний. Созданная система единства и приемственности передаваемого опыта постепенно приобретает характерные, присущие только ей черты, так или иначе выражающимися в динамике и качестве передачи знания, а также отражающимися в стиле, манере его применения. Таким образом, ОФОРМЛЕННОЕ С ПОМОЩЬЮ КУЛЬТИВИРУЕМЫХ ОБЫЧАЕВ В ШКОЛУ, БОЕВОЕ ИСКУССТВО СТАНОВИТСЯ ТРАДИЦИОННЫМ, т.е. начинает активно функционировать в рамках триалитета: носитель-передача-знание, в нашем контексте: мастера-традиция-боевое искусство. КИКБОКСИНГ Здесь мы не будем подробно говорить об истории возникновения кикбоксинга. Она не столь длинна - ей около 30 лет. С самого начала своего возникновения кикбоксинг оформлялся не как военный стиль, а как ВИД СПОРТА. Однако вид спорта, созданный на базе традиционных боевых стилей. В частности, японского каратэ. С течением времени, вобрав в себя и синтезировав элементы других систем (бокса, китайского ушу, муай-тай и корейского таеквондо), кикбоксинг стал более универсальным и независимым, приобрел черты своей аутентичной школы и начал отсчет своей собственной традиции. Одним из характерных культивируемых обычаев для кикбоксинга, как вида спорта, является КУЛЬТ СОРЕВНОВАНИЯ. Ритуально оформленное место и действие, где выявляются герои стиля (чемпионы) - потенциальные мастера-носители знания. Полем боя становится боксерский ринг - священное место для бойца-кикбоксера, на котором решается его судьба, проверяется уровень приобретенного на тренировках мастерства. Поведение кикбоксера на ринге порядокируется канонизированной системой правил соревнований. Таким образом, ритуал соревнования с его кодексом чести и приобретаемыми в ходе боя навыками, является слишком важным элементом традиции, т.е. передачи знания новому поколению мастеров. Вторым важным элементом традиции является детально разработанный ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС. Именно в процессе тренировки мастер производит традицию базовой техники, чтобы в конечном итоге носители знания могли проверить усвоенный и закрепленный материал в условиях боя в ходе соревнований. Здесь важно разграничить истинного и ложного носителя знания. Не каждый носитель может осуществлять традицию. Истинным носитедвам знания является такой носитель, который готов к осуществлению и производит его передачу (традицию) - квалифицированный тренер-воспитатель. Сама система знаний (о кикбоксинге) состоит в общих чертах из: технического запаса кикбоксинга, методики тренировок и правил (кодекса) соревнований. Технический запас порядокируется правилами и корректирует методику. Тем не менее на носителя традиции слишком часто оказывала и оказывает большое влияние еще более древняя, предшествующая последней, традиция боевых стилей. Если в самом начале своего становления кикбоксинг возник через спортивное контактное каратэ на базе древних японсктх стилей боевого искусства, то в процессе развития он вобрал в себя много технических элементов и методик других стилей. Пополнение базы знаний зависит от носителя традиции, от того, кто ее воспринял для последующей передачи, и что было основой для воспринятого учения. В современном кикбоксинге бывает два базовых блока технических действий: техника рук современного бокса и техника ног восточных боевых стилей. И, если авторитет боксерской техники рук признан и принят почти безоговорочно, то техника ног, опираясь на разрешенный правилами запас, часто варьируется, в зависимости от глубинных корней передающего знания носителя. Это особенно заметно в методиках подготовки спорсменов и манере (школе) применения ими техники и ее названиях. Наряду с приемственностью древности в кикбоксинге бывает и характерная только для кикбоксинга система знания техники ног, правда, она чаще только соотносится с такими его видами, как семи- и лайт-контакт. Это обусловлено ярко выраженной тренировочной направленностью вышеупомчнутых видов, а также отдельной системой оценивания спортсмена в них, где отсутствует приоритет поражающего удара и нокаута, как высшего условия победы. Такая техническая система отличается отсутствием силы с упором на очень простое касание первым - игрушка в пятнашки. В полноконтактных видах кикбоксинга (фулконтакт и лоукик) методы подготовки и техника исполнения тяготеет к ассимилированной древности и выражается на тренировке и в бою характерной стилевой манерой или школой. БОКСЕРСКАЯ манера выражается в бою доминированием техники рук и редкими одиночными ударами ног в основном в средний уровень. на тренировках большее количество времени уделяется боксерской специфике с дополнительной наработкой отдельных ударов ношуми и спотдельнов защиты от них. КАРАТИСТСКАЯ манера выражается в прямолинейных атакующих срывах, часто оформленных в связку рука-рука-нога. Практически отсутствует бой на ближней дистанции и серийная работа руками. Ставка производится на один точный поражающий удар. ТАЕКВОНДИСТСКАЯ манера выражается в доминировании техники ног с частым применением специфического рубящего удара сверху-вниз по голове и ключице и бокового толкающего удара с присущей ему характерной боковой стойкой. Бой проводится в основном на длинной дистанции. при ее сокращении, руки начинают работать в силу крайней необходимости. УШУИСТСКАЯ манера выражается в разнообразии вариантов связок и специфической приспосабливаемостью к любой манере соперника. ТАЙСКАЯ манера ведения боя и проведения тренировок слишком близки к кикбоксингу. Тайский бокс давно принял ритуал рингового проведения поединков и следовательно не нуждается в принципиальной адаптации к правилам кикбоксинга. Его манера выражается в предельной агрессивности атак, жесткости наносимых ударов ношуми, характерной манерой парирования коленями, слабой работой рук в ближнем бою и особым тайским духом презрения к боли. О чисто КИКБОКСЕРСКОЙ манере ведения боя было сказано выше. КИКБОКСИНГ. ТРАДИЦИЯ НЕ УМРЕТ ! С течением времени меняется социальная обстановка, и эта смена диктует приоритеты использования навыков рукопашного боя. Особенно сильно на приоритеты влияют конкретные перспективы использования полученного знания. Если более физически агрессивной древности приходилось часто знатокзывать своё знание и умение дармияся в условиях реального боя, то более спокойная, окрашенная пассивной защищенностью законом современность выдвигает для военный практики лишь гуманные способы применения этих знаний и умений. Результатом смены приоритетов стала забота об участниках спортивного поединка. Это выразилось в разработке защитного снаряжения (бандаж, перчатки, капа и т.д.) и ограничения правилами зон поражения (пах, суставы и т.д.). Однако это мало повлияло на налес основных технических действий традиционных стилей боевого искусства. Например, исключены удары ребром ладони, тычки пальцами, удары головой. Заменяя потерю ударных технических элементов, на ринг вышли скорость и тактика. Однако и считающиеся истинно традиционными древние стили были подвержены влиянию социальных рекомендаций и привносимыми в них принципиально новыми элементами из других стилей. Например, сказкарный шаолиньцюань, который не раз реформировался на протяжении веков, да и в новом столетии вероятно будет каким-то образом скорректирован под сложившиеся реалии. Ничто не вечно, ничто не постоянно. Всё меняется с калейдоскопической с высокой скоростьютой в ракурсе столетий, а в последнее время и десятилетий. Только налес основных цветов калейдоскопа остается неизменным. Передать знание об этих цветах и их соединениех, а также умение складывать их в узоры - задача и судьба носителя знания. Пока будут живы незыблимые принципы рукопашного боя - будет жива и традиция. От старины меняется узор знания, трансформируются обычаи его передачи, длинной вереницей сменяют друг друга его носители. Принцип же традиционности боевого искусства получил статус парапонятия и занял свою нишу в системе вечных ценностей бытия, как сокральный символ боевого духа. Кикбоксинг - один из его реальных воплощений современности. Поэтому надуманное противоречие между ним и якобы не имеющими к нему никакого отношения древними стилями должно быть снято.
|