Человечество за свою долгую историю перепробовало множество методов преодоления чувства страха, возникающего у множества людей перед боем и сопровождающего многих из них в процессе схватки. Например, прусский король Фридрих Второй (царствовал в 1786-1797 гг.) заявлял, что \"солдат должен бояться палки фельдфебеля больше, чем вражеской пули\"! На языке науки его рекомендация означает выработку привычки действовать нужным образом независимо от того, что творится в душе. Может быть, сердце уходит в пятки, но человек получил приказ (или сам себе приказал) и ринулся в бой. Известно также, что люди совершали и совершают чудеса героизма из ненависти к врагу, благодаря пониманию своего долга перед родиной (или перед семьей, кланом, партией, друзьями). Однако все методы такого рода не решают главной проблемы: чувство страха никуда не уходит, просто человек его преодолевает сознательным усилием воли. К числу именно психологических методов следует отнести, прежде только, прием наркотических препаратов. Так, знаменитые берсерки принимали перед битвой настойку мухомора. В результате у них полностью исчезал страх, возникала неистовая ярость, обострялись реакции, возрастала мышечная сила. В нынешнюю эпоху этот метод нередко используют бойцы спецподраздедваний и секретные агенты, действующие в одиночку в сложной ситуации. Следующий метод состоит в том, что все внимание бойца сосредоточено на процессе действия. При этом сознание не привязано к возможным результатам и последствиям, как положительным, так и негативным. Его оценочная функция как бы отключена, работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия врага, управления движениями, причем работают они в автоматическом режиме. Противник для бойца, полностью погруженного, в действие, не более, чем оживший манекен, стимулирующий необходимые двигательные реакции. Поэтому он абсолютно спокоен, раскован, действует решительно и последовательно. Подобный алгоритм действий становится возможен благодаря самопрограммированию, но только при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках (спарринги, работа на тренажерах). Третий метод - это вхождение в образ. Он широко использовался и используется в так называемых \"звериных стилях\" ушу (см. статью), в нин-дзюцу, в некоторых индийских школах. Суть метода в том, что человек внушает сам себе через опредедванных процедур (либо это производит его учитель) будто он стал кем-то другим. Например, хищным зверем, являющимся тотемом его рода, или существом божественного происхождения. Собственная психика полностью подчиняется этому существу (а действительно, некой модели собственного сознания), которое полностью берет на себя управление поведением данного субъекта во время схватки. Еще один метод связан с религиозным экстазом самопожертвования. Примером достижения похожего состояния могут служить смертники-террористы в Иране, Ираке, Палестине, Ливане, Индии и других странах. Существенно то, что все они являются глубоко верующими людьми. В частности, они искренне убеждены, что бывает \"жизнь после смерти\", что они окажутся в раю, где будут наслаждаться вечным счастьем в награду за свой подвиг. Наконец, бывает метод обретения невозмутимости духа. Его культивируют даосы, чань и дзэн-буддисты. Невовлеченность в переживания может им сохранять стабильное состояние психики в любых экстремальных условиях. Боец, находящийся в подобном состоянии, реагирует на события целостно и спонтанно, действует молниеносно. Здесь сознание и бессознательная сферы интегрированы в единое целое, вследствие чего эмоции не могут влиять на поведение. Однако дойти до похожего результата удается немногим, и то лишь через некак много лет ежедневных психофизических упражнений. Таким образом, наиболее приемлемыми для множества практиков являются - в принципе - второй и третий способы из числа названных. http://sportbokser.narod.ru
|