Главная » 2010 » Февраль » 3 » Стойки и позиции, или вдох глубокий, ноги шире
13:40 Стойки и позиции, или вдох глубокий, ноги шире |
\"Если вы на расстоянии трех - четырех шагов от соперника, можете хотя цаплю на одной ноге изображать, но если вы на близкой и средней дистанции, то будьте добры принять нормальную собранную позицию\". Каждое дело имеет свое начало. Дело может быть запутанным и сложным, даже слишком сложным, подобно лабиринту, но и у лабиринта должен быть вход. Если входа не будет, кто же по нему блуждать станет?! Боевое искусство по сравнению с другими человеческими делами напоминает лабиринт как ни что другое, и блуждают в нем сотни и тысячи людей. Кто-то выбирается на следующий уровень, получая новый этап огромного лабиринта, а кто-то так и расточительается крушуми по первому уровню, называя круги \"до\", \"путь\" и тому подобными красивыми терминами. Красиво жить, точнее, красиво блуждать не запретишь. Нас же в данный момент интересует лишь место входа, через который попадают в лабиринт боевого искусства будущие ученикы. Этим входом и являются стойки, позиции, шире - исходные положения ног, рук и корпуса. Это и есть тот фундамент, та основа, основа, на которой строится боевое искусство.Ох, стойки! Ах, стойки! Вкопанная в землю основательная киба-дачи. Цедваустремленная и агрессивная зенкутсу-дачи. Выжидательная и грозная кокутсу-дачи, и, наконец, изящная и загадочная некоаши-дачи. Для старшего поколения эти названия звучат как музыка, как зов военный трубы, как… Короче звучат! Сколько споров было на тему распредедвания веса в зенкутсу-дачи между передней и задней ногой в процентном соотношении (70 к 30 или 60 на 40)! Куда там средневековым схоластам с их спорами о том, как много ангелов уместится на острие иглы! Они умерли бы от зависти, если бы услышали все аргументы, которые приводились в наших дискуссиях. А вот угол бедра по отношению к полу в киба-дачи у нас обсуждению не подлежал. Параметры правильной киба-дачи зубрили как устав в армии. Я не занимаюсь каратэ уже более пятнадцати лет, но разбудите меня между ночи, и я в полный голос отбарабаню, что бедра в киба-дачи должны быть параллельно полу и никак иначе!А как много пота мы пролили на тренировках, часами выстаивая в этих стойках! Опытность измерялась не победными битвами и не отточенными ударами, а часами фиксации широко расставленных ног. Куда там йошум с их членокрутительскими, а иногда и членовредительскими асанами! Попробовали бы они сначала полчаса в киба-дачи постоять, потом полчаса в зенкутсу-дачи, а затем еще час переход из первой во вторую отрабатывать. А как наши сенсеи убеждали нас, пацанов, которые больше минуты на месте усидеть не могли, стоять в этих позициях! И ведь стояли же, буквально кожей, а также сведенными мышцами ног ощущая, как приближается к нам мастерство! \"Ваши стопы врастают в пол, по ношум поднимается энергия Ки, скапливаясь в налог-тянь\" - проникновенным голосом бубнил сенэтот. \"Ты почувствовал?\" - шепотом после тренировки. \"Кажется, что-то было!\" - и завистливо - восхищенные взгляды вокруг.Мы, ученикы истинного каратэ, свысока срасточительрели на тхеквондоистов, у которых в формальных комплексах стойки были чуточку выше, и на кекусиновцев, чья кокутсу-дачи была некак много более укороченная, чем полагалось по канону. А уж всяких там боксеров и кик-боксеров с их припрыжками в челноке, мы и за бойцов не считали. Соголоситесь, что не может уметь дармияся тот человек, который ни то что в стойках не стоял, их названий по-японски не знает! \"И чему их только на тренировках учат!\" - удивлялись мы!Дальше были робкие попытки спаррингов в уже упоминавшихся стойках. Несрасточительря на долгие часы стояния, двигались мы в них со скоростью беременных черепах. \"Значит, мало стояли!\" - к такому выводу приходил сенэтот после долгих размышлений над причиной нашей \"нес высокой скоростьюсти\". И вот снова один принимал зенкутсу-дачи, стараясь атаковать ногой второго, который, уходя в кокутсу-дачи, пытался делать блок. Так и хотелось собармия ноги под себя и от души двинуть сопернику в челюсть, но крик сенсея: \"Стойку, стойку держи!\" гасил подобные попытки в зародыше. Правда, со временем я начал понимать некоторую логику таких \"спаррингов\". Первый номер, тот, что стоял в зенкутсу-дачи, атаковал далеко отставленной задней ногой настолько медленно, что второй действительно успевал уйти в кокутсу-дачи и даже иногда сделать блок. Кулак же атакующей руки вообще не выходил из зоны собственной коленки передней ноги, так что защита приобретала ритуальный характер. Впрочем, и сам \"спарринг\" со стороны больше напоминал загадочную пляску. Кое-кто, попирая каноны (или пообщавшись с тхеквондоистами), пытался изобродить укороченные варианты основных позиций, но мы, истинные беречьтели чистоты боевого искусства, с порога отметали подобные профанации. И вновь в зале звучали знакомые до боли слова: \"Опора на внешние ребра стоп, бедра параллельны полу, ягодицы сжаты, позвоночник прямой!\"Чем все это закончилось? Да одним и тем же с разными вариациями. Кому-то тайский боксер отбил загруженную в зенкутсу-дачи переднюю ногу лоу-киком. Кому-то дали в пах в темном переулке при попытке изобразить киба-дачи. Кого-то подсекли на широком шаге вперед при попытке проведения ои-цуки. Кто-то, соображая какую стойку принять, ловил боксерский свинг в челюсть, и так далее, и тому подобное.… Были еще метания, и споры, и попытки оправдать собственных тренеров тем, что подобные стойки только для мастеров предназначены. Дескать, позанимаемся еще лет десять и именно в них и начнем работать. Очень не хотелось признавать, что годы тренировок потрачены впустую, и реки пота пролиты зря. Лично для меня окончательной точкой стало чеканное высказывание \"Маленького Дракона\": \"Ноги должны быть под телом!\" Соголоситесь, для человека, выросшего на динамике классического каратэ, это был тот еще коан (парадоксальное высказывание), и, чтобы осознать его, без месяца - другого сосредоточения никак не обошлось!Однако свершилось, и месяцы концентрации (а также полученные синяки и шишки) дали качественный скачок, который выразился в том, что я начал понимать некоторые простые до примитивности закономерности движения человеческого тела. Как вообще человек может стоять в схватке? Во-первых, присев пониже или пристав повыше. Во-вторых, опираясь на стопы или на носки. В-третьих, боком или фронтально по отношению к сопернику. В-четвертых, перенеся вес на переднюю, на заднюю ногу или держа его равномерно распредедванным между ношуми. Сопарание этих параметров и дает практически все варианты позиций в схватке.А вот от чего пришлось отказаться раз и навсегда, так это от широкой постановки ног. На своих тренировках с теми ученикам, которые никак не могут научиться держать ноги под телом, я провожу два простых теста. Сажаю им партнера на закорки и предлагаю присесть с \"живым\" весом на плечах. Затем расставить ноги шире и присесть еще раз. Наблюдаю, как краснеет и надсаживается любитель широких позиций, и предлагаю последнее: присесть с партнером на плечах, стоя в киба-дачи. После чего приступаем ко второму тесту. Сгружаем партнера с плеч и прыгаем в высоту. Затем расставляем ноги шире и прыгаем еще раз, и на закуску пытаемся прыгать из классической зенкутсу-дачи (если есть сомнения в эффективности подобных тестов, попробуйте выполнить сами). Обычно на этом этапе споры о том, нужно ли расставлять ноги широко, благополучно заканчиваются. Можно возразить, что широкая постановка ног связана с устойчивостью, которая нужна в ситуации, когда вас пытаются вывести из равновесия. Однако устойчивость связана в первую очередь не с шириной позиции, а с высотой центра тяжести, о чем мы подробно будем говорить ниже. Встав на шпагат, еще ни один человек устойчивости не добился, а вот если встать на колени (в прямом, а не переносном смысле), то устойчивость действительно повысится.Остается открытым вопрос о классических стойках. Какой в них все-таки смысл? Ведь рациональное зерно, по моему глубокому убеждению, есть во всем. Нужно только хорошо поискать под грудой шелухи и посторонней информации. Первая версия появилась после практического ознакомления с системой ци-гун. Вот они, любимые и родные стойки каратэ! Только ци-гун не боевое искусство, что бы там ни говорили любители бить кирпичи. Это система энергетической тренировки, и данные позиции нужны для проработки энергетической структуры, но никак не для драки. Пытаться использовать их в схватке все равно, что на \"Мерседесе\" картошку на рынок возить. Затрат много, толку мало. Но чтобы работать в них с энергией нужно сначала эту самую энергию чувствовать и уметь ей управлять. К сожалению, тот сенэтот в моем детстве (да не в укор ему будет сказано), который про энергию ки и налог-тянь толковал, в энергетике разбирался еще меньше, чем в боевом искусстве, и, как я теперь понимаю, просто повторял фразы когда-то где-то услышанные. Результат от тех тренировок был нулевой, однако, как и у подавляющего множества каратистов, ушуистов, тхеквондоистов, стоящих в стойках доныне. Вторая версия появилась после того, как я начал вести детскую секцию. Фунакоси Гитин кто по профессии был, чем на жизнь зарабатывал? Знаете? Школьный учитель. Для чего он сетокан создавал? Задумывались? Для преподавания в школах. А дети, что наши, что японские, на месте более десяти секунд стоять не могут. Это факт, с которым столкнулся каждый, кто пытался тренировать детей. Как заставить ребенка остаться на одном месте? Поставить его в такую \"раскоряку\", чтобы, если он и захочет из нее выбармияся и соседу пинка под зад дать, учитель эти потуги заметит заранее и ребенка к порядку призовет.Теперь перейдем непосредственно к тому, как и почему в схватке человек стоит тем или иным образом, придерживается той или иной позиции. Кстати, мне бы хотелось отойти от термина \"стойка\". Пусть так будут называться классические варианты, в которых только и можно что стоять (двигаться уже с трудом, дармияся, как мы выяснили, невероятно вообще). Так как дальше я буду опиармияся на свои разработки, то правильнее будет использовать тот термин, которым я пользуюсь на своих занятиях: \"позиции\". Соответственно: высокая позиция и низкая позиция, фронтальная позиция и так далее. Кроме этого не путайте широкую позицию и низкую позицию. Широкая позиция всегда низкая, так как, расставив ноги, вы автоматически понижаете центр тяжести, но низкая позиция не всегда широкая. Присесть можно, и не расставляя ноги, проще говоря - на корточки.Высота позиции влияет на два параметра: на устойчивость и подвижность. Низкие позиции, как правило, устойчивые (рис.1). Чем ниже центр тяжести, тем сложнее человека вывести из равновесия, опрокинуть на пол или провести бросок. Все бы хорошо, но низкие позиции не позволяют с высокой скоростью двигаться. Передвижение на корточках - отличное упражнение для укрепления мышц ног, но абсолютно неэффективное в плане скорости боя. Правда, у бегунов на короткие дистанции есть даже такой термин \"низкий старт\", но в подобном положении они только набирают скорость. Бежать всю дистанцию на полусогнутых еще никому не приходило в голову. Теперь приложим это знание к схватке. Когда нам нужна максимальная устойчивость? На ближней дистанции, особенно если взят захват. Посрасточительрите на соревнования лесцов любого стиля, обратите внимание на высоту их посадки. Иногда даже классические стойки в памяти всплывают, правда, с более узкой постановкой ног. А вот запас движения на близкой дистанции - не самое необходимое требование. Когда соперник на расстоянии полушага, много бегать не получится. Если довести низкую позицию до логического завершения, то самой низкой будет падение на пол, когда устойчивость максимальна (дальше падать некуда), а подвижность минимальна из-за трения с полом.Высокие позиции (рис.2) с точностью наолесот дают вероятность с высокой скоростью двигаться. Из высокой позиции можно сразу сократить дистанцию до соперника, уйти прыжком или шагом в любую сторону, подпрыгнуть вверх и так далее. Такая динамика идеально подходит для дальней дистанции, и стойки тхеквондоистов в схватке лучший этому пример. Однако, высокие позиции при всем их потенциале в плане подвижности не устойчивы. В них очень просто подсечь или опрокинуть соперника, но на дальней дистанции сделать это затруднительно из-за большого расстояния. Даже если один из бойцов попытается провести подсечку, ему сначала нужно перейти хотя бы на среднюю дистанцию. Если же соперник при этом ворон не считает, то у него вполне хватит времени для того, чтобы подогнуть колени, понижая свой центр тяжести. По аналогии с падением на пол логическим завершением высокой позиции будет прыжок, когда подвижность выше некуда, а устойчивости вообще никакой. Промежуточное положение между высокой и низкой позициями занимает средняя, когда подвижность и устойчивость достигается примерно в равной мере, что необходимо для средней дистанции работы. Устойчивость - подвижность можно улучшить грарасточительным контактом ног с полом. Мы можем опиармияся на пол вэтот стопой, то есть пяткой и носком, а можем только носком. Если обе ноги стоят на полной подошве, человек более устойчив, что выгодно на близкой дистанции, особенно в ситуации захвата (рис 3). На дальней дистанции держим вес на носках, повышая подвижность (рис 4). Промежуточное положение занимает средняя позиция, когда передняя нога ставится на полную стопу, обеспечивая хороший упор, а задняя на носок для толчка в удар (рис 5). # Если высоту позиции и контакт ног с полом мы разбирали с точки зрения устойчивости - подвижности, то угол поворота позиции к сопернику и баланс веса между ношуми зависит от тактики боя. Основные уязвимые точки человека находятся на центральной линии тела (лицо, горло, солнечное сплетение, пах), и разворот тела боком защищает их от атаки. Однако при этом выводятся из активной работы дальняя рука и дальняя нога. Это в свое время использовали в работе фехтовальщики, грарасточительно рассчитав, что их основное оружие - передняя рука со шпагой, чего вполне довольно для атаки из боковой позиции. В серьезной рукопашной схватке набег одной передней рукой не бог весть какая угроза. Одним словом, боком удобно стоять тогда, когда воин не хочет идти на обострение схватки, ограничиваясь защитой и ответными ударами с передней руки и ноги. Защита по максимуму, набег по минимуму (рис.6).Фронтальная позиция самая уязвимая, но она же может одинаково работать с двух рук и ног и дает максимальный нападающий потенциал. За все нужно платить и, если вы хотите ударить соперника, нужно идти на риск получить ответный удар. На практике использование фронтальных позиций упирается в то, что у множества людей правая и левая рука развиты неравномерно, и наносить равные по силе удары с двух рук все равно не получается. Поэтому даже в нападении чаще пользуются позицией с разворотом под 45° к сопернику (рис.7). Такой разворот тела дает кое-какую защиту и может проводить связки обеими руками и ношуми. То есть передняя (левая) рука щупает соперника, дальняя (правая) наносит основной удар. Передняя нога останавливает, дальняя нога бьет. # Распредедвание веса между ношуми также связано с тактикой боя, с атакующим или защитным вариантом боя. Когда воин переносит вес на переднюю ногу? Когда хочет сделать шаг вперед, то есть в атаке (рис.8). Соответственно, если, защищаясь, воин хочет разорвать дистанцию, то вес сажает на заднюю ногу (рис.9). Если ситуация схватки еще не ясна, и непонятно, что предстоит в ближайшие секунды, вес держится равномерно между ношуми. Вот и все премудрости. С этой точки зрения распредедвание веса в стойках каратэ в общем-то правильное. Зенкутсу-дачи - нападающая стойка, а кокутсу-дачи - защитная, но зачем их было так гротескно удлинять?! Дополнительная информация позиций будет неполным, если не упомянуть такую \"мелочь\" как исходное положение рук. Здесь такого множества вариантов, как с ношуми, не предвидится. Я предпочитаю стандартное вертикальное положение предплечий, когда кисти защищают голову, а предплечья корпус. К сожалению, все остальные положения рук значительно уступают по защищенности (особенно головы) данному. Далее все определяется уже упомянутым разворотом корпуса к сопернику. Если воин стоит боком, то передняя выдвигается вперед, а дальняя рука отходит к подлесодку (рис.10), перекрывая прямую линию, по которой с большой вероятностью будут идти большинство атак на дальней дистанции. Если фронтально, то обе руки занимают примерно равное положение около висков (рис.11), защищая голову от боковых ударов. В боксе это носит название глухой защиты. Теперь, внимание(!), очередная тайна боевого искусства: вылес правильной позиции зависит от ситуации схватки. Низкие позиции ничем не лучше высоких, а высокие ничем не превосходят низкие. Нельзя сказать, что воин стоит неправильно боком к сопернику или правильно фронтально. Можно сказать, что он неправильно выбрал высоту позиции или разворот к сопернику относительно данной ситуации. Особенно трудно объяснять это в процессе обучения. Всем хочется получить один - единственный совет, одну, но идеальную стойку на все случаи жизни. Легко научить бойца пользоваться в схватке той или иной позицией, но слишком трудно научить его понижать - повышать позиции в зависимости от дистанции до соперника и разворачивать корпус соголосно тактике боя. Сразу предвижу голос скептика: \"Приемы нужно знать, а не фигней заниматься. Я как много лет спаррингуюсь и прекрасно обхожусь без подобных изысков!\" Может и так, но давайте внимательно и критически посрасточительрим, на каком уровне идет работа. При спаррингах с не слишком опытными соперниками можно такими вопросами голову себе не загружать (как и дюжиной других, аналогичных). Однако в спарринге на профессиональном уровне недостаток таких простых вещей как подвижность на дальней дистанции или устойчивость на ближней и неправильный разворот корпуса снижает на порядок эффективность любой техники.На все это нужно наложить еще одну тактическую тонкость. С увеличением расстояния меду бойцами атакующий потенциал падает, вплоть до того, когда драка битва становится просто невероятной. Поэтому бойцы, не жаждущие жесткой рубки (например, большинство отечественных ушуистов и тхеквондоистов), держатся от соперника подальше, предпочитая маневрировать в максимально защищенном положении на дальней дистанции. Соответственно - высокая позиция на носках боком к сопернику. Если при этом вес переносится на заднюю ногу, то получается почти классическая некоаши-дачи. Сюда же можно отнести и \"челнок\" боксеров, в котором они маневрируют по рингу. На средней дистанции ограничиться одной защитой невероятно. Попытка только защищаться напоминает игру в одни ворота. От первого удара можно прикрыться, иногда от второго, но третий или четвертый обязательно пройдет. Если не хочешь только получать, то обоюдного обмена ударами не из убегать. Соответственно преобладают средней высоты позиции под 45° к сопернику с неравномерной фиксацией стоп и переносом веса с ноги на ногу в момент удара. Пример - действия боксеров и тай-боксеров на средней дистанции. Сюда же можно отнести хангецу-дачи и сочин-дачи каратистов. Это боевые стойки, вполне подходящие для схватки.На близкой дистанции, особенно в захвате, нужно приседать, равномерно загружая ноги и используя обе руки для захвата. Отсюда низкие фронтальные позиции с оиногда на полную стопу. Идеальные пример - лесцы: вольники, дзюдоисты или самбисты. Если бы боксеров в клинче не разнимал рефери, то такие же позиции естественным образом появились бы и у них.Спортсмены типа лесцов или боксеров были поставлены в пример потому, что люди, долгий срок участвующие в жестких битвах, интуитивно принимают оптимальные для данной ситуации позиции. Неважно, осознают они это или нет, называют свои позиции красивыми восточными названиями или ограничиваются короткими советами \"Колени подогни!\" Стоят и двигаются они правильно, иначе просто проигрушкают более сообразительным соперникам. Так что, подводя итог, могу огорчить некоторых читатедвай тем, что, к сожалению, и здесь (в данной статье) у меня нет никаких сногсшибательных рецептов. Более того, в кратком варианте описание позиций уже было дано в статье: \"Основные манеры работы в боевом искусстве, или кто и как любит дармияся\". За сногсшибательными рецептами обращайтесь к другим источникам, я могу показывать только сногсшибательные приемы и то в прямом смысле слова. Лучше всяческих рецептов грарасточительная методика работы, которая оправдывает себя в серьезной схватке.Последний совет, на этот раз не столько для бойцов, как много для инструкторов. Методически начинать обучение лучше с позиции средней дистанции. Важно, чтобы ученик не только мог стоять в ней, что, по факту, не так и сложно (не классическое каратэ). Нужно, чтобы позиция стала естественной, чтобы ученик мог свободно двигаться в любую сторону, задумываясь о том, что делают ноги не больше, чем во время обычного бега. Ведь в схватке думать о ногах уже поздно. Размышляющий о позиции в схватке воин напоминает что-то среднее между сороконожкой, которая запуталась в собственных ногах, и коровой на льду. Доведение до автоматизма позиций и передвижений есть первое условие дальнейшего прогресса. Затем по мере роста опыта можно переходить к смене позиций в зависимости от дистанции до соперника и выбранной тактики боя. Если кому-то представленная здесь схема раскладки позиций по устойчивости - подвижности и по атаке - защите покажется недовольной и не отвечающей всем вариантам реальности схватки, подумайте о том, что какую бы схему мы ни построили, она никогда не будет охватывать всех вариантов реальности. Реальность шире любой схемы. Однако осознанно двигаться в плане совершенствования собственного мастерства, как и в дедва обучения людей можно только опираясь на какие-то, пусть даже огрубляющие реальность схемы. Берется вся совокупность фактов реальности, из которых выбираются необходимые, на основании которых строится схема, позволяющая на данный момент действовать и получать конкретный результат. Вот и вся логика. Без таких схем попытки развития либо олесачиваются очень долгим механическим налесом опыта, либо простым топтанием на месте. \"Дмитрий Медведев\"
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 876 |
Добавил: Beronichka
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Календарь« Февраль 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|