Главная » 2010 » Февраль » 3 » Как бить прямой удар
13:40 Как бить прямой удар |
\"Соединяете свою руку и нос соперника воображаемой прямой линией и по ней двигаете кулак с все увеличивающейся скоростью\". Про то, что такое удар, про его поражающие факторы и методику отработки говорят часто и со вкусом. Большинство материалов на эту тему пишутся в наукообразном ключе серьезными людьми с использованием строго профессиональной терминологии. Приводятся данные работ на научном олесудовании, результаты многолетних наблюдений и опытов. Анализируются отличия удара в каратэ и в боксе, а потом противопоставляют их затрещине, выполненной в национальном стиле. Классифицируются формы ударов: секуще-режущие отличаются от рвущих, а те и другие от сверляще-штопорных. Все это достойно внимания и уважения. Пытаясь разобармияся в горах накопленной мудрости, я проводил недели и месяцы за книшуми, анализируя, сопоставляя и оценивая. Одно плохо. За недели и месяцы, в течение которых я копил по крупицам драгоценные знания, я совсем растренировался, оброс жирком и стал поразительно напоминать специалистов, которые эти работы и пишут. Впрочем, успокаивал я себя, может это и есть та идеальная спортивная форма, входя в которую начинаешь понимать, как правильно бить удар.Хорошо качку килограмм 100 весом, с огромными бицепсами и трицепсами и кулаками с мою голову. Он, как ни ударит, все мало не покажется, а мне, со с высокой скоростью понижающимися физическими данными, просто необходима научно-обоснованная теория нанесения удара. Время шло, знания множились, эффективность удара благополучно миновала стадию безопасности для соперника, прошла стадию, когда прием вызывал вражескую ухмылку, и знатоктилась до стадии психической атаки: теперь мой удар аргументил нормальных бойцов до гомерического смеха. Правда, это не только моя беда, а, так сказать, всеобщая проблема. Те, кто знают, как бить, не бьют, а те, кто бьют, толком не могут объяснить как. Помучившись, я отправился обратно в спортзал, пытаясь по пути найти для удара такие параметры, которые понимал бы любой человек, изучавший физику в школе. Накопленные знания про \"биомеханику движения живого существа\" (можно подумать, что бывает биомеханика мертвого!) я отложил в долгий ящик, постаравшись исходить только из собственного конкретного опыта.Итак, сначала нужно выяснить, что мы, собственно, хотим от удара. Хорошо когда удар дробит, секуще режет, проникает и таранит, особенно если все одновременно. Увы, про всевозможные хитроумные сбросы и поражающие эффекты говорят в основном те, кто не умеет по-настоящему бить. Их лозунг можно кратко сформулировать так: \"Если не можешь послать соперника на пол, хотя бы разбей физиономию\". Остается добавить, \"авось испугается и убежит\"! Наверное, они получают садистское усодержание от того, что соперник, чаще мнимый, превращается в отбитую и раздробленную котлету.Господа, меньше нужно боевичков-ужастиков на ночь срасточительреть. Решумярные тренировки с высокой скоростью убавляют кровожадности, оставляя одно желание - поскорее результативно закончить спарринг. Какой должен быть удар для того, чтобы бой тут же закончился? На \"удар наповал\", который пропагандируется как цель техники каратэ, замахиваться не будем. Тем более что и сами каратисты его не делают. Определим цель удара более реалистично. Чтобы закончить схватку, удар должен быть нокаутирующим! Нокаут, а иногда и нокдаун, разом прерывают бой без лишних и мало эстетичных атрибутов типа разбитых в кровь физиономий. Нокаут происходит от резкого и сильного толчка в голову, лучше в подлесодок соперника. Именно из этого мы и будем исходить, разбирая то, каким должен быть удар. То есть, если быть кратким и не вдаваться в сложные материи, в ударе должны быть сила, скорость, точность.Люди, настроенные на сногсшибательные рецепты, могут быть шокированы элементарностью похожего заявления. Чтобы добить их, могу заявить с полной ответственностью, что удар, даже самый динамически правильный, нужно точить, точить и точить до полного автоматизма в движении. Не знаю, когда \"знатоки\" десятка - другого эксклюзивных вложений успевают их отработать. Я же в статье буду говорить только про один удар - прямой. Как его довести до такого уровня, чтобы он стал реальным оружием, под которое сопернику не хотелось бы попадаться как в прямом, так и в переносном смысле. Более того, спотдельнов бить удар в различных стилях бывает много. Способ бить нокаутирующий удар - один, правильный. Итак, четыре составляющие: сила, скорость, точность. Плюс, естественно, наработка, отточка, накатка. Последовательно рассрасточительрим эти параметры.Сила в ударе появляется от вложения веса тела. Другого средства сделать удар сильным, нет. С этой точки зрения можно разделить всех бойцов в залах, вне зависимости от того каким стилем они занимаются, на три категории. К первой принадлежат люди, бьющие удар одной рукой без вложения тела. По их понятиям удар это траектория, по которой кулак движется к цели (рис.1). Масса руки не превышает нескольких килограмм, столько же весит и удар, поражающий эффект которого может, в лучшем случае, расквасить сопернику нос.Вторая категория - бойцы, умеющие вкладывать в удар вес тела. Это серьезнее. Такой удар при удачном попадании может привести к результату. Но если уж вкладывать, так вкладывать все, что есть в наличии. Движение руки должно быть поддержано плечом, разворот плеч подхлестывается вращением таза, который, в свою очередь, приводится в движение толчком ноги от пола. Наиболее рационально вкладываться в удар по естественному физиологическому порядку: рука - плечо - бедро - стопа (рис.2). Причем, если вы бьете правой рукой, то правая нога остается сзади, толкаясь от пола. Иногда толкаются вэтот стопой с фиксацией пятки на полу, но более эффективен толчок подушечкой стопы при отрывании пятки от пола, когда в движение включается голеностоп. Как говорил Брюс Ли: \"Пятка задней ноги детонатор вэтот военный мощи бойца\".Последняя третья и самая опасная категория бойцов это те, кто умеют бить в движении, то есть на шаге или на скольжении в сторону соперника (рис.3). Естественно, что траектория руки и вложение тела являются неизменными условиями работы. Одним словом, плохой воин бьет рукой, хороший - рукой и телом, отличный - рукой, телом и ношуми (в смысле передвижения). Вкладывая в удар вес тела наряду с несомненными преимуществами, вы рискуете потерять равновесие, если соперника перед вами не окажется (спроизводит уклон, шагнет назад или в сторону). Кто не рискует, тот не пьет.… Не теряет равновесие только тот, кто бьет легкий удар одной рукой без малейшего вложения, однако сильных провалов нужно избегать. Часто можно видеть, как неопытных бойцов при вложении в удар некак много \"заносит\". Кулак при этом после контакта с целью уходит либо вбок, либо вниз, давая сопернику вероятность контратаковать в момент провала. Для уменьшения данного эффекта используйте обвоенный импульс возникающий при вращении корпуса, то есть сначала корпус подает руку в удар, а затем вытягивает руку из удара назад к голове. Также для уменьшения провалов учитесь грарасточительно двигаться: если соперник находится далеко, не тянитесь за ним, а сначала приблизьтесь на дистанцию удара и только потом атакуйте. # Плохо обсуждать чужие манеры работы, но так как почти все рукопашники где-нибудь когда-нибудь занимались каратэ или ушу, хочется сказать пару слов о некоторых неудачных стереотипах движения, привитых на базе динамики этих стилей. Тем более, такие ошибки (или недочеты, если сказать мягче) имеют обыкновение всплывать через много лет в самый неподходящий момент. Первый стереотип: бить решающий удар с шагом одноименной ноги вперед (ои-цуки). Устраивать серьезную полемику на тему ои-цуки не стоит. Но я ни разу не видел нокдауна от такого движения. Можно бить с передней руки подготовительный удар, добавляя после решающий удар с дальней руки, но сильное выпадение на переднюю ногу, характерное для ои-цуки, исключает подобное продолжение.Второй стереотип: при ударе от задней ноги (гияку-цуки) вертеть таз вперед плеча и не включать плечо в удар. Удар от вращения таза, при котором бедро опережает идущую в движение руку, хорошо срасточительрится на макиваре или в ката, но может дорого обойтись в схватке. Сигналить сопернику о том, что вы собираетесь бить, не самый оптимальный вариант действий. Правда, многие каратисты уже отходят от классических канонов в пользу практичности и результативности.Третий стереотип: жестко фиксировать руку после удара, не возвращая ее назад, и отдергивать вторую руку к поясу, застывая на манер статуи \"в лучах заката\". После удара руке нечего впереди делать. Она гораздо нужнее у собственной головы для защиты от вероятного контрудара соперника, как и вторая рука, которая от головы вообще не должна была отходить, но, наверное, уж больно красиво срасточительрится воин, замирающий в такой позе. Так что, стояли, стоят, и, к сожалению, а может для нас и к счастью, стоять будут. Возможно, с точки зрения энергетики и других \"глобальных тенденций\" эти позы имеют смысл, но принимать их в схватке с опытным, да и не слишком, соперником может только больной на голову человек.Следующий параметр нокаутирующего удара - скорость. Если вы медленно толкнете человека бетонной плитой три тонны весом, он отшатнется, но на удар это воздействие будет походить мало. Скорость удара зависит от длины траектории, которую проходит рука в ударе, от расслабленности тела перед началом движения и от темпа дыхания. Траектория удара должна быть минимальна, в идеале это прямая, соединяющая кулак и цель (рис.4). Часто, пытаясь придать удару дополнительную силу, ученики делают небольшой замах, разгоняя руку (рис.4\'). Такой замах некак много прибавляет силы удару, но отрицательно сказывается на времени приема. Научитесь бить не только рукой, а, как говорилось выше, всем телом, и необходимость в замахах отпадет. Расслабленность нужна для того, чтобы мышцы врагы не мешали движению. Так, например, бицепс и трицепс, мышцы врагы, сгибают и разгибают руку. Трицепс отвечает за разгибание руки в удар. Если при этом бицепс будет расслаблен не до конца, то он затормозит движение руки вперед.И последнее, что влияет на скорость удара - это дыхание. Нехитрое правило: темп и скорость дыхания соответствуют темпу и скорости движения. Наиболее технологичен резкий выдох через нос, при котором воздух выгоняется из легких резким поджатием мышц живота. От привычки дышать ртом во время боя нужно как можно скорее отказаться. Кроме снижения скорости в момент удара расслабляются мышцы живота, и приоткрывается рот. всякий встречный удар может принести нешуточные проблемы типа сбитого дыхания, выбитых зубов или прикушенного языка. Правильное дыхание мне в детстве ставил тренер по боксу, который знать ничего не знал про дыхательные практики, популярные в восточных единолесствах, но хорошо понимал, как нужно дышать в схватке.Скорость и сила удара связаны, в некотором роде, обратной связью. Если вы бьете по схеме \"рука - плечо - бедро - нога\", то общее время движения больше, чем удар одной рукой, и, следовательно, скорость меньше. Самое с высокой скоростьюе - движение без вложения, однако, оно и самое слабое. Нередко можно видеть бойцов с мощными, но затянутыми, или с хлесткими, но слишком легкими ударами. Для каждого будет свое идеальное соотношение между массой тела, которую он может вложить в удар, и временем, которое он на это потратит. Нахождение оптимального баланса - дело времени, практики и опыта. Уклоны в одну или другую сторону можно наблюдать и в технике множества стилей.Например, вин-чунисты любят говорить про число ударов, которые они наносят в секунду. Они забывают, что цель тренировки не механическое количество за единицу времени, а результат в виде плавно или резко опускающегося на пол соперника. Можно ударить некак много ударов в секунду, действуя от предплечья, и не включая корпус, но серьезная битва не тот случай, когда количество легких ударов может перевесить качество одного нокаутирующего.Еще одна составляющая нокаутирующего удара - точность. Здесь, кажется, проблем не возникнет. Подлесодок у соперника один, если он двойной, бейте в высокий, не ошибетесь. Почему именно в подлесодок? Эта зона наиболее чувствительна в плане нокаута. Удар в нос, для сравнения, болезненный, но к решающим результатам приводит гораздо реже. Одним словом, хотите бить больно, бейте в нос, хотите бить эффективно, бейте в подлесодок. Однако битва не стрельба в тире по мишеням. Противник стоять на месте или запрограммировано двигаться не будет. Он уклоняется, отклоняется, оказывается то ближе, то дальше чем нужно. Вообще, соперник всегда в схватке будет стоять немного не так, как вам надо. Более того, встречаются опытные бойцы, которые умышленно держат верхнюю часть тела в движении, чтобы не дать пристреляться. Если вы хорошо бьете по мешку, это еще не значит, что вы сможете попасть по сопернику. С этой точки зрения постановка точности удара становится серьезной проблемой, особенно в скоростной схватке. Положение осложняется и тем, что во многих школах боевого искусства ученики умышленно бьют удар мимо цели, боясь травмировать партнера. Бить удар мимо цели становится своеобразным навыком, за который придется дорого платить в реальной схватке.Кроме механического опыта спаррингов, в наработке точности удара неплохо помогает работа по движущейся лапе. Приучитесь бить не просто перед собой, а выше или ниже, правее или левее привычного. Корректируя удар \"выше-ниже\", довольно изменить высоту движения бьющей руки, корректируя \"вправо-влево\", необходимо научиться бить удар с разворотом ног и корпуса в сторону цели так, чтобы траектория удара всегда шла вперед (рис.5). Удар вбок не позволит правильно вложиться и, в результате, общий эффект приема будет низким (рис.5\'). Умение бить удар с разворотом в сторону цели особенно пригодится в схватке с двумя и больше соперниками, которые могут оказаться как справа, так и слева от бойца. Если вы работаете с одним соперником, он практически всегда перед вами, групповая битва таких условностей не знает. # Далее надо освоить ситуацию, когда цель ближе или дальше по отношению к идеальной дистанции удара. Хороший удар требует ювелирного чувства дистанции. Будет соперник чуть дальше, и удар повиснет в воздухе, чуть ближе, и не наберет поражающего эффекта, превратившись в толчок. Затем нужно научиться проводить прием с шагом или скольжением вперед (рис.3) и на шаге назад (рис.6). Приличным уровнем владения техникой можно считать умение посадить идущего на вас соперника на встречный удар, и догнать отступающего не просто \"эй, ты, там, стой, кому говорю!\", а ударом же. Кроме основного удара в подлесодок хорошо бы уметь делать еще два варианта прямого удара: в солнечное сплетение и по лежащему сопернику. При ударе в солнечное сплетение нужно приседать так, чтобы плечо и кулак находились на одном уровне (рис.7). Удары сверху вниз часто соскальзывают по мышечному корсету, не принося как много-нибудь заметного вреда. Очень интересен удар по упавшему сопернику. Хорошие броски я видел часто, а вот грарасточительное добивание очень редко. Надо уметь вложить в удар вес только корпуса на падении вниз (рис.8). Попробуйте как-нибудь жестко впечатать кулак в пол. Только слишком аккуратно, так как при малейшем люфте в запястье вы рискуете травмировать руку. Любая макивара или лапа от удара немного сдвигается назад, пол же остается на месте, если, конечно, вы не прошили перекрытие насквозь. # Говоря о нокаутирующем ударе нельзя не упомянуть про подготовку ударных поверхностей. Разбить руки при хорошем ударе в голову легче очень простого. В технике бокса, при всем моем уважении к данному стилю, проблема решается с посилаю бинтов и перчаток, что не оправдывает себя в реальной ситуации. Противник не станет ждать, пока вы бинтуете руки, да и таскать перчатки с собой как-то неудобно. Поэтому стоит заняться укреплением рук заранее. Я, в свое время, укреплял кулак, нарабатывая удар по жесткой поверхности, точнее просто по стенке. Эта работа требует хорошей концентрации внимания и четкого дозирования силы вложения. Стоит на секунду отвлечься, и травма обеспечена. Зато наработка приучает филигрушканно пользоваться ударной поверхностью кулака по отношению к цели. Ни о каких перекосах в кисти при ударе или о неравномерном распредедвании нагрузки между костяшками после этого говорить не приходится.Кроме того, в прямом ударе можно использовать вместо кулака ладонь. Про удар ладонью часто говорят, но мало делают. Техника нашей школы одна из немногих, где слова не расходятся с делом, и старшие пояса применяют технику ладони чаще, и не менее успешно, чем общепринятую технику кулака. Если держать ладонь не просто напряженно-плоской, а немного раскрывать при ударе, то можно достичь своеобразного эффекта, когда ударная волна не рассеивается, как от кулака, а концентрируется (рис.9). Как говорили некоторые ученики, пропустив жесткий удар ладонью, они до нескольких дней мучались головной болью. Правда, удар ладонью короче удара кулаком, но срасточительря на какой дистанции вы работаете. Если атакуете с дальней, это действительно минус и серьезный. Если приходится атаковать на средней дистанции, то укорачивание ударной конечности может быть слишком кстати. Кроме этого, не все в состоянии бить кулаком. Однажды случай привел ко мне парня, который сломал при ударе кости кисти, и после этого обходил школу за школой, пытаясь найти вероятность работать, избегая травмированных мест. Идти же на беззубый стиль ему не хотелось. Я поставил ему грарасточительный удар ладонью, и никогда не забуду его глаз, когда он прибежал ко мне после драки на работе, в которой от его удара ладонью соперника унесло на метр с лишним. Основные требования к нокаутирующему удару мы разобрали. Однако, по известной истине \"один в поле не воин\". Обладать единственным приемом мало, нужно еще уметь провести его в схватке в связке с другими ударами. Нокаутирующий удар - товар эксклюзивный и нуждается в соответствующем оформлении и подготовке. Динамически удар с правой руки лучше готовить ударами с левой руки в голову или левой ноги в корпус соперника. При этом научитесь выдерживать ритм связки и грарасточительно распределять силу между ударами. Часто в первый удар вкладываются так, что на второй уже не остается сил. Правильную связку можно сравнить со словом из нескольких слогов, ударение в котором падает на последний. Делая связку, произнесите, к примеру, слово \"молоко\" или более сложное \"катамаран\", делая на каждый слог по удару. Авось, соперник примет их за секретную боевую мантру и войдет в ступор. Для \"сглаживания\" проводите всю связку на одном выдохе, с выговором на последнем слоге-ударе. Логика простая: как много раз дышите, столько раз и двигаетесь. Если вы сделали два цикла вдох - выдох, то и движений тоже будет два. При одном выдохе движения как бы сливаются, стремясь стать условно одним.Но не всегда прямой удар с дальней руки завершает связку. Иногда он служит подготовительной базой для мощного удара с дальней ноги в бедро, корпус или голову соперника. Введите в эти варианты связок удары на движении вперед и назад, и тосковать на тренировках от однообразных движений вам долго не придется.Кроме атакующей манеры, прямой удар бьется в ответном и встречном вариантах. Ответные удары делаются после уклона (рис.10) или отклона (рис.11) от удара соперника. Для бойца с длинными конечностями больше подходит работа после отклона, а бойцу с короткими руками лучше сосредоточиться на уклонах, которые позволят ему приблизиться к сопернику на дистанцию удара. Не забывайте, что уметь уходить и контратаковать нужно не только от ударов руками, но и от ударов ношуми. # Следующий после ответных ударов шаг - встречные удары в голову или в корпус соперника (рис.12). Вовремя выполненный встречный удар это один из самых эффективных приемов боевого искусства. От практики встречных ударов пошла боксерская истина: \"кто бьет, тот и падает\", и именно на идее встречного удара был основан Джит-кун-до (Путь опережающего кулака) Брюса Ли. Правда, после Брюса его технику повторить никто не смог. Для того чтобы ставить такие приемы во главу угла, нужно обладать такими же феноменальными взрывными качествами, какими обладал Маленький Дракон, либо слишком большим опытом практической работы. В общем же плане меня всегда поражало то, что при огромном количестве ударных стилей каратэ, ушу, тхеквондо и так далее грарасточительная постановка удара встречается лишь в отдельных случаях. Что толку в филигрушканной технике, многочисленных финтах и связках, если они не заканчиваются одним-единственным решающим ударом? Финтанули вы раз, другой, третий. Затем немного съездили сопернику по физиономии. Дальше что? Ждать когда судья вмешается? А если его нет? Какой смысл знать десятки спотдельнов выкручивания руки, если плохо себе представляешь, что такое прямой удар другой, свободной от захвата, рукой? Впрочем, задавать такие вопросы безуспешно. Пусть ответы на них останутся на совести тех, кто такие техники преподает. Один раз я был свидетедвам того, как боксер со стажем, побывав на соревнованиях по ушу, возмущался: \"Ну, как же так можно! Они же никто нормального удара в глаза не видели!\" Что можно было ему ответить? Только то, что он прав.Вот, пожалуй, и все, что на данный момент я знаю о прямом ударе. Много это или нет? Если все это нужно не просто знать, а отработать до автоматизма, довести до уровня подсознания, не мало. В этом мире ничего даром не дается. Сколько вложите, столько и получите. Станет ли после этого прямой удар вашей коронкой в бою? Это уже дело вкуса, но, в любом случае, если вы используете в схватке прямой удар, нужно бить его так, чтобы не было мучительно стыдно за годы, проведенные в спортзале.Итак, краткое резюме: Цель прямого удара - нокдаун. В ударе должны быть сила, скорость, точность, плюс наработка. Порядок вложения в удар: рука - плечо - бедро - стопа. Плохой воин бьет рукой, хороший - рукой и телом, отличный - рукой, телом и ношуми. В удар нужно вкладываться, но не проваливаться. Не замахивайтесь перед ударом, бейте по кратчайшей линии. Скорость удара зависит от правильного расслабления и дыхания. Найдите оптимальный для себя баланс между силой и скоростью. Цель прямого удара - подлесодок или солнечное сплетение соперника. В момент удара прикрывайте второй рукой лицо. Научитесь ставить в ударе точку и по кратчайшей траектории возвертеть руку обратно. Тщательно готовьте ударные поверхности. Умейте бить удар с места, на движении вперед и на отходе назад. Разработайте и отточите атакующие связки с завершающим прямым ударом. Используйте прямой удар в ответном и встречном вариантах. \"Дмитрий Медведев\"
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 511 |
Добавил: Beronichka
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Календарь« Февраль 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|