Главная » 2010 » Февраль » 3 » Броски или бери больше - кидай дальше. Часть II
13:40 Броски или бери больше - кидай дальше. Часть II |
\"Вы можете любить лесоться или не любить лесоться, но в любом случае нужно уметь лесоться\". Инструкторский афоризм.Цель броска с точки зрения смешанных стилей. Чтобы четче уяснить роль броска в рукопашной схватке, нужно понять цель, с которой он проводится, то есть, какое повреждение и каким образом приносит. Первый вариант, напрашивающийся сам собой - повреждения от падения на пол. Действительно, приятного мало. Хлопнуться спиной на землю или деревянный пол - усодержание ниже среднего. Но для того, чтобы падение принесло настоящий вред, воин, которого бросили, должен лететь с большой высоты. Некоторые броски айкидо рассчитаны на то, что партнер падает с высоты роста взрослого человека, но для этого нужна соответствующая инерция, которой в реальной схватке не бывает (см. \"Броски или бери больше - кидай дальше. Часть I\"). На практике же нормальный бросок редко производится выше пояса нападающего. Если учесть, что бросаемый может захватом затормозить падение, то серьезные последствия после бросков бывают в основном лишь тогда, когда воин недовольно владеет техникой страховки.А как же \"боевые броски\"? То есть приемы, когда соперника втыкают в пол головой или бросают на подставленное колено. Неужели и здесь не поломается, враг? Не все так просто. Подобные приемы слишком трудоемки. Например, для броска на голову нужно перевернуть человека вверх ношум и приземлить на пол, удерживая тело строго вертикально. Спонтанно такой \"фортель\" сделать нереально, отработать же невероятно. О таких бросках можно долго и вкусно рассказывать на тренировках, делая соответствующие глаза, можно даже поднять ученика в воздух и показать, как и куда он упадет, но… затем осторожно, осторожно опустить обратно на пол. Чтобы не стал любимый ученик из круглоголового яйцеголовым! \"Боевые броски\" походят на удары в глаза. Безопасной методики отработки не придумали, да и вряд ли придумают в ближайшем будущем. Вторая цель броска более реальна, и естественна для любого лесца - перевести схватку в горизонтальную плоскость, конкретнее в партер. Подробностей данной работы мы касаться не будем, партер заслуживает отдельной статьи. Завалить соперника, пользуясь всем весом (рис.1), гораздо легче, чем сделать чнастоящий бросок, при котором нужно остаться на ногах (рис.2). Но бросок, точнее перевод в партер, для бойца не самоцель, далее следуют болевые на все конечности, включая шею, или удушающие, включая корпус. Все плюсы данной работы с сияниеом продечудовищеировал еще Грейси на боях без правил. И как много бы ни говорили про то, что данная тактика убытокна и неприменима, но… Партер остается для ударников тем местом, где им мало что светит. Или наолесот много что.… Например, чнастоящий проигрушкиш, а то и целое небо в алмазах. # Для ударников более характерно бросить соперника на пол, чтобы добить ударом руки или ноги. Упавший представляет собой более предпочтительную цель, чем стоящий. Но успевший перевернуться на спину воин имеет в воздухе четыре конечности, которыми, при должном навыке, можно эффективно защищаться. Если же удастся развернуться к атакующему из стойки сопернику ношуми, то процесс добивания затягивается на неопредедванный срок. Работа ношуми по коленям и в пах способна удержать на приличном расстоянии даже опытного бойца (рис.3). Но, так или иначе, добивание упавшего - также эффективный способ закончить бой полной победой. Помимо того, что бросок является подготовительным действием к применению техник типа болевых - удушающих приемов или добиваний, он имеет сильное психологическое значение. Падение на землю однозначно расценивается подсознанием как поражение. Этот \"предум\", если есть желание называть его так, идет с древнейших времен, когда во время брачных игр животных, падение на землю рассматривалось как проигрушкиш и подчинение победителю. По этой причине бросок, даже если не получилось его реализовать, практически всегда угнетающе действует на психику упавшего. Сопарание удара и броска в схватке. Мне, как представителю смешанного стиля, хотелось бы заявить читателю со вэтот ответственностью, что соединение удара и броска в рукопашной схватке это хорошо, изумительно результативно и очень прогрессивно! Однако опыт как тренировок, так и жизни диктует нам простую до неприличия истину, что за все приходится платить. Не бывает вещей однозначно положительных или отрицательных, и, если вам предлагают что-либо даром, значит, платить все равно придется, только не сразу и с процентами. Сопарание бросков и ударов в рамках одной системы несет в себе как негатив, так и позитив, с которым нам и предстоит разобармияся. Негатив. \"Там, где тренируют как удары, так и броски, обычно толком не умеют ни бить, ни бросать\". Едкое замечание скептика. Броски и удары во многих смыслах прямо противоположны. В броске сила игрушкает главную роль, а скорость - вспомогательную, в ударе с точностью наолесот: скорость - основная, сила - вспомогательная. Для эффективного броска нужны захват и связанные центры тяжести, для удара - дистанция и свободное владение телом. По этим причинам многочисленные попытки изобродить матрицу движения, которая объединяла бы в себе как броски, так и удары, пока особым успехом не увенчались. Можно найти общие траектории движения конечностей в ударе и в броске, но когда дело доходит до реального соперника, то не все \"ноу-хау\" работают так, как хотелось бы их изобретателям. Разная скорость движения и сопротивление соперника накладывают существенные ограничения.Есть простая закономерность. Нельзя создать машину, которая одновременно могла бы соревноваться по скорости с Мерседесом и по грузоподъемности с КАМАЗом. Механические попытки соединять одно с другим приводят к тому, что машина будет и на трассе отставать от иномарки, и возить меньше, чем грузовик. Правда, при этом у вас не две машины, а одна, и если ваша задача возить с дачи домой картошку, то вариант \"Нивы\" вполне может быть приемлем. Кроме разных физических требований, предъявляемых к броску и удару, бросковая и ударная техники развивают разные группы мышц. В ударах, особенно прямых, ведущую роль игрушкает разгибающий руку трицепс. На развитие трицепса и направлены многие физические упражнения в залах каратэ, например отжимания от пола. Большинство бросков делаются на сгибании рук. Соответственно основная нагрузка ложится на бицепс, который преимущественно и развит у лесцов. И ударники, и лесцы выполняют упражнение с резиной, но накак много по-разному! Ударник цепляет резину за спиной и, разнамяивая от себя, тренирует стартовый импульс (рис.4). Борец цепляет резину перед собой и, натягивая на себя, тренирует выведение из равновесия (рис.5). Бицепс и трицепс были упомянуты как наиболее явные примеры. # [ Люди в зависимости от сложения делятся на разные физиологические группы. Так как броски - удары требуют разного сопарания силы - скорости и развития разных групп мышц, то логично предположить, что в зависимости от сложения люди будут склонны либо к ударам, либо к броскам. Так у бойцов небольшого веса либо людей с длинными по отношению к телу конечностями лучше идет ударная техника. У первых - по причине высокой скорости движений, у вторых - из-за преимуществ, которые дают длинные конечности на дальней дистанции. Или от противного, какую бы филигрушканную технику броска мы не выставили бы 50-килограммовому бойцу, единственный соперник, на котором он сможет ее применить, будет подобный ему очень простовес, а работать в 9 случаях из 10 таким ребятам приходится с более тяжеловесными соперниками. Тяжелые бойцы либо люди с короткими по отношению к телу конечностями, добиваются лучших результатов в бросковой технике. Если человек весит за стольник, не надейтесь, что он в скоростной работе сможет переигармия более очень простого бойца. Для результативной же практики смешанного стиля воин должен обладать усредненными параметрами как силы, так и скорости, тогда не возникнет столь явного тяготения в ту или другую сторону. Поскольку идеальная середина не часто встречается, достичь гармонии в слиянии техник не так-то просто.Следующая проблема лежит в методической области преподавания. На тренировках мало давать удары и броски для того, чтобы возник смешанный стиль. Механическое слияние таких разных по динамике, по вложению и т.п. приемов понижает эффективность и первых, и вторых, что подтверждается простым математическим расчетом. Если на тренировке внимание уделяется только ударной технике, то на нее тратится 100% времени. Соответственно, если бросковой, то аналогично - 100%. Когда преподаются обе техники, то на каждую из них будет тратиться примерно 50% времени. При прочих равных условиях в смешанном стиле приемы накатаны хуже в два раза! Однако, не срасточительря на приказанные выше негативы, проблема сопарания удара и броска в схватке давно висит в воздухе, идея их слияния является одной из наиболее популярных в боевом искусстве. Позитив. Удары и броски в рамках одного стиля могут работать в двух вариантах: на интеграции, когда удар и бросок объединяются в одной связке (рис.6), и на дифференциации, когда ударная и бросковая техники применяются отдельно в зависимости от ситуации схватки. Говоря о смешанном стиле, чаще только подумевается первый вариант, но давайте подумаем над тем, всегда ли это выгодно. # Если соперник лесец или боксер, то применять против него ударно - бросковые связки (рис.6), половину которых он, как мы выяснили выше, знает лучше, не слишком умно. Более того, заметив в связке знакомый элемент, он вполне способен от него защититься, контратаковать, переведя схватку в знакомую и привычную плоскость со всеми вытекающими последствиями. Ударник адекватно среагирует на второй элемент связки (удар рукой) уклоном и нанесет ответный удар, не дав войти в захват (рис.7). Борец может подловить на третьем элементе связки (броске), сделав бросок в ответ, и продолжить атаку в партере болевым или удушающим приемом (рис.8). [# Однако если действовать исключительно в незнакомом для соперника ключе (против лесца ударами, против ударника - бросками), то узкая специализация сыграет с ним злую шутку. Снова обратимся к математике. По сравнению с бойцом смешанного стиля ударник лучше владеет ударами в два раза (100/50). Но если взят захват, и поединок переведен в плоскость лесьбы, то преимущество бойца смешанного стиля неизмеримо, во всяком случае, математически (50/0 - а ноль, как известно, дырка от бублика, которая и светит ударнику в данной ситуации). Аналогичная логика применима и по отношению к схватке лесца с бойцом смешанного стиля. Не знание ударной базы не оставляет лесцу шансов на успех при элементарном обмене ударами. Одним словом, если воин смешанного стиля сможет перевести схватку в ту плоскость, которая несвойственна узкоспециализированному бойцу, его победа гарантирована. Если драка будет развиваться в привычной для узкого специалиста плоскости, проигрушкиш бойца смешанного стиля - дело времени. Но голой идеей проблему не решишь, подобные тактические схемы нуждаются в отработке и накатке на практике, как и любой отпрактический прием. (Подробнее см. статью \"Основные манеры работы в боевом искусстве или кто и как любит дармияся\".) В противоположность этому объединение удара и броска в рамках одной связки (рис.6) выгодно тогда, когда соперник не обладает какой-либо яркой манерой работы либо не готов к схватке, а имеющиеся в его запасе навыки не активизированы. Теперь на самую животрепещущую тему: как технически объединить бросок и удар. Они прямо противоположны не только по упоминавшимся выше параметрам, но и по наличию - отсутствию захвата. Впрочем, это не означает, что, взяв захват, нельзя нанести удар. Например, захватив одной рукой одежду соперника, второй ударить локтем или кулаком (рис.9), либо, взяв захват двумя руками пустить в дело ногу, колено (рис.10) или голову. Когда-то я начинал учить именно с сопарания удара и захвата, пытаясь таким образом решить проблему объединения. Однако, как показал опыт, КПД таких действий не слишком высок. Скорость удара при наличии захвата низкая, и вложение тела затруднено из-за вероятного движения вырывающегося соперника. Классический прямой удар кулаком, в который вложен вес тела на скольжении вперед, во много раз эффективнее. Аналогично тому, что можно бить с захватом, можно и бросать без него. Например, когда соперник производит широкий шаг вперед (что слишком любят каратисты, нанося ои-цуки), провести подсечку передней ноги под пятку (рис.11), но бросок с захватом одежды более технологичен, и в серьезной схватке проходит чаще. # Смысл захвата-удара не в нокауте (что можно считать целью любого хорошего удара), а в следующем. Захватив одежду соперника, можно нанести подготовительный удар, а затем, пользуясь уже имеющимся захватом, выйти на бросок. Основным оружием при этом будут удары близкой дистанции: локти, колени и голова. Ими заменяется выведение из равновесия, которым лесцы готовят бросок, так как в рукопашной схватке на таскание туда-сюда соперника нет времени. Отсюда вырисовываются контуры типовой связки смешанного стиля: удар без захвата для сокращения дистанции - захват и одновременный подготовительный удар - бросок - добивание или преследование соперника в партере (рис.12). Кроме этого решумярная отработка подобных связок закладывает в сознание занимающихся вероятность использования в схватке не только ударов и бросков, но и, что особенно важно, способы их взаимодействия. Психологический настрой как на удар, так и на бросок слишком важны, и, если изначально \"настройки\" сбалансированы, обучение технике смешанного стиля идет гораздо легче. # \"Дмитрий Медведев\"
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 420 |
Добавил: Beronichka
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Календарь« Февраль 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|