Главная » 2010 » Февраль » 3 » Броски или бери больше - кидай дальше. Часть I
13:40 Броски или бери больше - кидай дальше. Часть I |
\"Ударник в схватке с лесцом как сапер на минном поле ошибается только один раз\". Инструкторский афоризм. В первую очередь хочу признаться в том, что я люблю броски. Красиво срасточительрится, когда воин, ловя соперника на движении, подкручивается, и тот, совершая головокружительный полет по огромной траектории, с грохотом падает на землю. Свою слабость (к броскам, а вы что подумали?) я обнаружил еще в молодости. Мы тогда занимались каратэ. Работа всегда шла на дальней дистанции. Шаг вперед - удар, шаг назад - защита. И так месяцы и годы на одной линии как в танце - шаг вперед и два назад. Захват, а тем более бросок были скорее исключением, чем правилом. И с тем большим восторгом я ловил взглядом ситуации, когда один воин бросал, подсекал, на худой случай опрокидывал другого. Иногда наш тренер, делая страшные глаза, многозначительно обещал, что пройдет некак много лет, и он начнет учить отдельно одаренных в техническом плане учеников боевым броскам. Мы слушали, восхищались и, становясь в пару, с удвоенным усердием долбили шаг - удар, отшаг - защита.Прозанимавшись около четырех лет и так и не дождавшись обещанных приемов, я отправился искать столь вождедванную бросковую технику самостоятельно. Очень хотелось найти стиль, где бы учили не через некак много лет \"отдельно одаренных\", а с самого начала и всех. Как каратист со стажем я был уверен, что если подобные школы и существуют, то они бесспорно тайные, вход туда простому смертному строго заказан, и на поиски придется потратить если не годы, то по крайней мере не один месяц. Не поверите, нашел через день в соседнем дворе неплохую секцию самбо! И покатило.… Пришлось заново учиться стоять, что после нескольких лет работы в челноке оказалось очень сложной задачей. Научившись стоять, учился ходить, затем… Данные двигательные практики решумярно чередовались полетами на ковер через более опытных партнеров. Летишь и думаешь: \"Красиво-то, как!\"… \"Ох!\" - это уже приземление. Наконец летать стали и через меня. Со временем адаптировался и к непривычной динамике движения, и к нагрузкам, несвойственным для ударника. Одним словом, все как у десятков и сотен других ребят, приходивших и приходящих до сих пор в залы лесьбы.В смешанные стили я попал уже как лесец, с высокой скоростью обнаружив простую истину: если у соперника не получалось сбить меня с ног первым, ну, по крайней мере, вторым ударом, то третьего удара я сделать уже не позволял, прорываясь к захвату. А там... Ух, какое поле деятельности начинается для опытного лесца там, где у ударника поле (в смысле деятельности) заканчивается. Такое чувство, что получаешь в руки тряпичную (подчеркиваю материал!) куклу, с которой можно сделать все, что душе угодно (угодно только валить, подсекать, бросать, кантовать и все!). Наигрушкавшись в крутого лесца между \"беззащитных\" ударников, и все-таки попав в некак много ситуаций, когда бросковая техника не помогла, пришел к осмыслению и пониманию того, что как удар, так и бросок имеют свои плюсы и минусы, которые нужно правильно соединять (естественно плюс с плюсом, а не наолесот). Затем было основание системы, с самого начала позиционированной как смешанный стиль, в котором бросковая и ударная техники дополняют друг друга. И все-таки через годы тренировок осталась у меня юношеская тяга к красивому броску, когда летишь и думаешь.… А лучше, когда летит, и думаешь…Итак, все существующие на данный момент стили боевого искусства можно разделить на три типа: ударные, бросковые и смешанные ударно-бросковые. К первым относятся бокс, каратэ, ушу…. Ко вторым: греко-римская лесьба, вольная, дзю-дзюцу, дзюдо, айкидо, самбо и цин-на. К третьим: рукопашный бой, боевое самбо, модернизированные стили дзю-дзюцу, а так же подавляющее большинство новых стилей и систем, к которым относится и моя Интегральная Система Рукопашного Боя (ИСРБ). Естественно, что я, как представитель смешанных стилей, буду рассматривать бросок не с точки зрения классических систем типа дзюдо, целью которых являются соревнования по правилам лесьбы, а с точки зрения их применимости в рукопашной схватке. Однако при этом нам не из убегать анализа уже существующих бросковых стилей по двум элементарным причинам. Во-первых, дармияся приходится с разными людьми, в том числе и с лесцами, и знание систем, по которым они готовились, существенно повышает ваши шансы в схватке. Во-вторых, именно в спортивных системах разработаны наиболее оптимальные техники лесьбы, и пренебрегать их опытом и многолетними последовательноми наработками, по меньшей мере, очень простомысленно, а по большому счету просто глупо. Впрочем, можно по известному выражению изобретать велосипед и разрабатывать бросок, при котором соперник будет передватать через ваш вовремя подставленный крестец. Не сомневаюсь, что при последовательно правильной работе и долгой практике схваток лет через пять вы изобретете... бросок через бедро в том виде, в каком его делают лесцы многие десяти- и даже столетия. В любой лесьбе бывает два больших раздела: лесьба в стойке и лесьба в партере. В стиле может отдаваться предпочтение лесьбе в стойке (как в дзюдо, где партер был введен позднее) или работе в партере, как в большинстве стилей дзю-дзюцу, но общая идея лесьбы остается постоянной: вывести из равновесия и бросить соперника, а затем закрепить победу на полу. Исключением из данного правила является только айкидо. Причина банальна: в данном стиле свободные схватки не практикуются. Боролись бы айкидоки, сопротивлялись бы друг другу при бросках, падали бы вместе на ковер, пришлось бы в итоге учиться работать и в партере. Данная же статья посвящена именно лесьбе в стойке, а точнее, ее основному запасу - броскам. С лесьбой в партере мы разберемся в отдельной статье. Спортивные стили лесьбы. Для тех, кто серьезно не занимался бросковой техникой, стоит навести в спортивных стилях примерный порядок. Самый ограниченный запас приемов в греко-римской лесьбе. Захваты берутся только выше пояса, что сильно затруднено отсутствием одежды. В вольной лесьбе прибавляются захваты за ноги. Цель партера и в первом, и во втором стиле - положить соперника на лопатки. В самбо захватывается одежда, что расширяет вероятности лесцов, а в партере предусматриваются как удержания, так и болевые на руки и на ноги. В дзюдо к болевым на руки добавляются удушающие.Все вышеупомянутые стили относятся к спортивным видам лесьбы, и я не советовал бы морщить нос ревнителям чистого боевого искусства, типа чему можно научиться у спортсменов? Не срасточительря на то, что первые два вида имеют европейские, дзюдо восточные, а его внебрачный ребенок самбо - русско-советские корни, общего в их технике гораздо больше, чем различий. Причина проста. Арсенал всех стилей формировался, исходя из условий соревнований. На соревнованиях лесец имеет дело с соперником примерно равного опыта и техники. В такой схватке проходят только простые и надежные, но отточенные до автоматизма приемы. При этом не стоит подозревать представитедвай данных стилей в примитивизме. Простое не значит элементарное. Умение комбинировать приемы, мощная физическая подготовка, решумярная практика лесьбы, а также настроенная на жесткую схватку психика производит лесцов опасными соперниками. Разговорами о \"примитивной технике\" обычно занимаются те, кто мало сталкивался со спортсменами в бою. Бросок. Выделим некоторые общие моменты, справедливые для бросковой техники в целом. Всю бросковую технику я бы отнес к разряду ИНЬ-ских, в отличие от ударных ЯН-ских. Вполне реально подойти к стоящему человеку и ударить его (активное действие, ЯН), но слишком сложно бросить человека неподвижного. Бросок энергоемкое действие. Перебросить через себя равного по весу соперника в прямом смысле задача не из легких. Для броска необходимо, чтобы человек начал двигаться. Тогда, используя инерцию движения, можно провести бросок в соответствующем движению направлении. По этой причине в лесьбе большое внимание уделяется выведению из равновесия, то есть тому, как заставить человека сделать шаг, на худой случай хотя бы качнуться в сторону. Направления выведения стандартны: вперед - назад, реже - вбок. Также применяются скручивания: вперед-вбок, назад-вбок (рис.1). Именно с этого начинается серьезное обучение лесьбе. После выведения из равновесия следует вход на бросок и перебрасывание соперника через соответствующую часть тела: ногу, плечо, спину, таз. Отсюда и названия основных бросков: подножки, т.е. броски через ногу, броски через плечо, через спину, через бедро (на самом дедва бросок производится через таз, но так как эти части тела путают, \"бросок через бедро\" давно стал общепринятым термином). В результате мы получаем универсальную матрицу отработки множества бросков: выведение из равновесия, вход на бросок, перебрасывание или опрокидывание соперника на пол.Установив основные свойства броска можно набросать физиологический тип \"стандартного\" лесца. Так как в лесьбе выведение из равновесия является первым условием броска, естественно, что лесцы слишком устойчивы. Умение вовремя понижать центр тяжести игрушкает у них ту же роль, что у ударника привычка держать руки около головы, то есть это практически универсальный способ защиты от множества возможных атак.Перебрасывание соперника через себя требует банальной физической силы, позволяющей использовать легкую потерю равновесия в свою пользу. Поэтому лесцы в своем большинстве сильные, но не слишком скоростные. \"Пальму первенства\" держат представители греко-римской лесьбы. Я наблюдал занятия группы на уровне мастеров спорта. Тренировка состояла из двух равных частей: половина на ковре, а половина на снарядах - качаться. Нет, естественно, лесцы не качки с дутыми нерабочими мышцами, скоростные качества в лесьбе тоже игрушкают свою роль, но в дверь те ребята проходили как-то боком. Одним словом, если ваш соперник в схватке присел пониже, расставив гориллообразные руки в стороны, если у него шея шире головы, а плечи шире... короче шире только, что есть в комнате, если сам он по сложению напоминает шкаф, поставленный на две табуретки, то не сомневайтесь, перед вами \"классический\" лесец! Типы бросков. Теперь, когда образ лесца навсегда отложился в вашем сознании, можно перейти к классификации бросков по уровням сложности. Первый уровень бросковой техники состоит из \"корпусных\" бросков, их в основном используют в спортивных стилях. Выведение из равновесия производится за счет рывка, толчка или скручивания соперника. Основная сила в прием вкладывается с посилаю движения корпуса и ног (рис.2). К данной группе относятся уже упомянутые броски через бедро, спину и плечи, все варианты подножек, подсечек, зацепов. # Второй уровень состоит из бросков с болевыми ключами и заломами на суставы. Такие техники культивируют китайское цин-на, японское дзю-дзюцу и частично айкидо. Потеря равновесия происходит под воздействием болевого ощущения в суставе, взятом на контроль (рис.3). Далее следует либо опрокидывание на пол, либо бросок, подобный предыдущему уровню. Идея со всех сторон революционная! Зачем потеть, раскачивая соперника из стороны в сторону, надсаживаться, подворачиваясь под него, когда можно взять локоток на болевой, и он сам (соперник, не локоток) бежит куда надо! Все правильно, но как говорится в известной пословице: \"Гладко было на буволшебнике, да забыли про овраги!\" Подобные броски хорошо дечудовищеировать на публику, да тяжело применять в реальном бою. При захвате руки и попытке проведения болевого (все попадаются, даже опытные), любой нормальный воин производит две элементарные вещи: напрягает и пытается подтянуть к себе захваченную конечность, а также бьет свободной рукой, коленом, локтем, ногой, головой, плечом, тазом и левым ухом. Можно, конечно, надавив куда следует, захваченную руку расслабить, а ударов левым ухом в левое ухо из убегать, но только в том случае, если человек, проводящий болевой залом, на порядок опытнее соперника. В схватке примерно равных по уровню техники бойцов болевые в стойке скорее исключение, чем правило. Кстати, для справки в спортивном дзюдо такие приемы (точнее болевые на локоть) разрешены, но дзюдоисты ребята опытные...Последним типом будут инерционные броски (рис.4), которые применяются в айкидо и хапкидо. В них выведение из равновесия вообще не предусматривается, так как считается, что нужно ловить инерцию нападающего (от слова падающего) соперника и использовать ее в своих целях. Если предыдущая идея про болевой контроль была революционной, то использование чистой инерции нападающего (читай - падающего) тянет на гениальную. И ведь на показухе неплохо получается: на мастера поочередно набегают некак много учеников, а он переправляет одного за другим по залихватским траекториям. Красиво! Однако для того, чтобы так поймать инерцию соперника, нужно чтобы она (инерция) у него была. Потому и бегут ученики на учителя, чтобы он мог их красиво перебросить, не прилагая собственных усилий. Так что же? Опять нереально? Почему, вполне реально, если соперник: a) бежал мимо по своим делам (хм, правда это будет уже не соперник), b) пьян в стельку, так что сам падает,c) не знает ни одного приема, кроме таранного сбивания с ног.Если же говорить серьезно, то опытный ударник, а тем более лесец никогда, очертя голову, убегать вперед не будет. Отсюда вывод, если на освоение бросков с болевыми ключами нужно лет десять, то на инерционные броски и двадцати может не хватить. Учитывайте и то, что по истечении положенного срока обучения, применить данные техники можно будет только против полного чайника, так как прозанимавшийся те же десять - двадцать лет воин сделать на себе данные приемы все равно не позволит.В данную классификацию не вошли броски, которые в наше время часто преподаются в каратэ и ушу. К ним можно отнести различные подсечки (ссылка), срезы и так далее (рис.5). Наверное, именно про них говорил тренер каратэ в моем детстве. Общая черта подобных бросков в том, что они рассчитаны на соперника, занимающегося ударной техникой и совсем не умеющего понижать центр тяжести при подобной атаке. Подсечки и срезы хорошо проходят между спаррингующимися каратистами, но почти не применимы в схватке с лесцом. # Бросок в рукопашной схватке. Сравнивая броски и удары, как всегда отойдем от детского подхода \"хорошо - плохо\". У каждой медали есть две стороны, у каждой палки два конца, у каждой монады ИНЬ и ЯН. Плюс бросков перед ударной техникой в том, что они последовательно лучше поддаются отработке. Соголоситесь, отрабатывая ударные техники, всегда приходится немного придерживать удары, особенно в голову, чтобы не покалечить соперника, или надевать множество протекторов. Бросковая техника первого уровня (\"корпусные\" броски) на мягком покрытии сравнительно безопасна, и именно эта безопасность и может отрабатывать ее с реальным вложением и на реальной скорости. Расхожая фраза лесцов: \" Каратисты на тренировке всегда не добивают, мы же, если берем захват, то бросаем так бросаем!\"Есть у бросков и минусы. В последнее время много говорят о низкой мобильности техники ног, то есть удары ношуми тяжело применять на скользкой поверхности, в тесных штанах и так далее. Между тем броски за пределами теплых и уютных залов тоже не слишком мобильны. Скользкое покрытие одинаково неудобно как для тхеквондоиста, так и для лесца, привыкшего твердо стоять на ногах. На применение бросков оказывает влияние и количество одежды. Дзюдоисты и самбисты, работающие с одетым в прочную куртку соперником, могут не сориентироваться, если придется бармия захват за расползающуюся по швам рубашку, а тем более за майку. Впрочем, используя опыт вольников и классиков, перестроиться на такой вариант работы не так уж и сложно. Еще один минус бросков в том, что они плохо работают в ситуации, когда соперников более чем двое. На выведение из равновесия и последующий бросок требуется время, которое может быть с толком использовано вторым, свободным от захвата бойцом. И хорошо, если первого соперника получилось бросить и добить в одно-два движения. Завязнуть в захвате с одним, когда второй наносит удары, плохая перспектива. Заватечь же с соперником на землю рядом со стоящим на ногах и не сочувствующим вам свидетедвам… Партер - ситуация сугубо парная, в отличие от секса не терпящая увеличения количества участников. Бросок и захват, вернее наолесот. Хороший бросок начинается с захвата. Остается открытым вопрос, что хватать и как. Во многих стилях, пытающихся применять в схватке бросковую технику, распространены отработки, когда захват берется за бьющую руку: соперник бьет, воин перехватывает руку и… и все! В реальной схватке на этом и заканчивается, так как правильно поставленный и хорошо отработанный удар не хватается, тем более, когда соперник работает сериями. Схватить бьющую руку можно только у того, кто толком не умеет бить, а с таким можно и не заморачиваться. В бою правильно взять захват - целое искусство, заслуживающее отдельного разговора. На спортивном ковре таким вещами учат редко, так как обоюдное наличие захвата подумевается само собой.Сначала разберемся с тем, что хватать, затем, когда хватать. Хватать легче то, что медленней движется. Попробуйте поймать на лету муху и, для разницы, черепаху. В схватке самая большая скорость у рук, затем у ног и самыми медлительными являются корпус и голова нападающего. Соответственно только проще захватить корпус и шею (рис. 6), затем ноги (рис. 7) и лишь на последнем месте руки, да и то не в момент атаки (рис. 8). # Теперь переходим к тому, когда бармия захват. Основных моментов для входа в захват два:- Уклонившись или нырнув под удар. Противнику потребуются доли секунды, чтобы погасить инерцию удара, не нашедшего цели (вашей головы) там, где ей полагалось быть, и вернуться в исходную позицию. Для захвата этого вполне довольно.- Найдя щель между связками. Человек не может атаковать постоянно. Чем сильнее он вкладывается в удары, тем длиннее будут между ними паузы для восстановления. Почувствовав его ритм, входите в захват.Из второго момента выходит парадоксальный на первый взгляд вывод: захват легче бармия тогда, когда соперник вкладывается в удары. Сложнее, когда финтит и раздергивает. Очень трудно, когда только обозначает (остается открытым вопрос: а нужно ли?) Почти невероятно, когда спасается бегством.
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 471 |
Добавил: Beronichka
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Календарь« Февраль 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|