Рюэй-рюЭтот малоизвестный стиль пришел на Окинаву в 1870-1880 годах. Его представлял Норисато Накаима (Накаима ПЭЙТИН), который изучал китайские искусства боя без оружия и с оружием в Китае. В Фучжоу (Китай) он в течении 5 или 6 лет учился у учителя, чье имя по-окинавски произносится как Ру Ру Ко. Норисато Накаима передал тайно свои знания только своему сыну Кэнтю, обучившему, в свою очередь, только своего сына Кэнко Накаиму, который является основатедвам и президентом Обществом сохранения Рюэй Рю каратэ и кобудо. Именно Кэнко и дал стилю название Рюэй-рю (случилось это в 1971 году). Рюэй-рю включает в себя 11 кат без оружия: Сантин, Сэсан, Нисэси, Сансэру, Сэёнтин, Охан, Патю, Анан, Пайку, Хэйку и Пайхэ, а также упражнения с 14 видами китайского оружия. Основной катой является Сантин, практчески аналогичной одноименной ката в стиляъ Годзю-рю и Уэти-рю. Изучающие Рюэй-рю учатся сохранять тело мягким и расслабленным, в бою стараются уклониться от атаки и не применяют силу при блокировке. Годзю-рюКанрё Хигаонна (Хигасионна) родился в Нисимура, Наха. Вместе с Ёсимурой Удуном он смог попасть в Китай. В Фучжоу Канрё Хигаонна зарабатывал на жизнь плетением корзин и поступил в ученики к мастеру боевого искусства, чье имя по-окинавски произносилось как Рю Рё Ко. По некоторым источникам, Канрё учился у мастера, чье имя по-окинавски звучало как Ван Син Цзан. За 5-6 лет Канрё постепенно окреп, смог превзойти большинство соучеников и стал помощником учителя. Позже он стал известен в кругах бойцов как \"Хигаонна из Окинавы\". Также он изучал владение китайским оружием. По возвращении на Окинаву Хигаонна обнаружил, что идет быстрая японизация общества, и образование, которое он получил в Китае, ему помочь не может, следовательно он вернулся к семейному делу - перевозке дров. Через некак много лет японская армия проявила интерес к каратэ, что привело к всплеску популярности этого искусства между молодежи. Хигаонна стал бармия в ученики сыновей из богатых семей Наха и занимался с ними во дворе дома своих родитедвай. Тренировки были скучными и утомительными. Его стиль унаследовал лучший ученик Тёдзюн Мияги. В мае 1915 года Мияги со своим другом Гокэнки (китаец по порисхождению, ставший гражданином Японии) отправился в Фучжоу на поиски учителя Хигаонны. Они прожили там целый год, но старую школу не нашли. Попутно Мияги изучал у Гокэнки стиль байхэцюань (кулак белого журавля). Вскоре по возвращении Мияги и Гокэнки на Окинаву Хигаонна умер. Мияги стал набиармия собственных учеников и ввел новую ката под названием Тэнсё, которую он переработал из ката Роккисю стиля Белый журавль. Мияги ввел также ката Сайфа, и некоторое время спустя разработал ката Гэкисай-ити и Гэкисай-ни для обучения детей младшего школьного возраста. В апредва 1936 года Мияги посетил Гавайские острова с целью преподавания каратэ, в том же году он вместе с Гокэнки отправился в Шанхай. В 1937 году во время дечудовищеации каратэ в центре боевых искусств Дай Ниппон Бутокукай у лучшего ученика Мияги Дзинана Синдзато спросили название стиля. Мияги в ответ процитировал фразу из книги по китайскому кулачному искусству. По первым двум словам этой фразы стиль и назвали \"жестко-мягкий\" (годзю). В общей сложности Мияги обучал 12 ката, которые до нашего времени доныне составляют основу современного Годзю-рю. Это Сантин, Гэкисай-ити, Гэкисай-ни, Сайфа, Сэйёнтин, Сисоутин, Сансэйру, Сэпай, Курурунфа, Сэйсан, Супаринпэ и Тэнсё. Важным аспектом Годзю-рю явлется тренировка с поднятием тяжестей. Тёдзюн Мияги всячески поощрял и развивал силовую тренировку с поднятием тяжестей, потому что видел, что многие юные окинавцы хотя и обладали с высокой скоростьютой движения, но испытывали недостаток веса и силы. Многие преподаватели каратэ ругают Годзю-рю за жесткость и считают, что решумрная ежедневная практика ката Сантин явлется причиной высокого кровного давления и ожирения между занимающихся в возрасте свыше 40 лет. По слухам, некоторые исполнители этого ката более старшего возраста испытывают трудности при подъеме рук выше уровня плеч. Неизвестно, одобрял ли Тёдзюн Мияги динамическое напряжение при занятиях Годзю-рю и, как следствие этого, процесс общего напряжения мышц. Однако нельзя отрицать тот факт, что случаи преждевременной смерти, вызванной болезнями, свзанными с высоким кровяным давлением, довольно часты между лиц, занимающихся Годзю-рю. Мотобу-рюСтиль Мотобу-рю базируется на семейной системе тэ Мотобу Удуна, котора передавалась по наследству от одного таршего сына к другому с течении 11 поколений. Тёю Мотобу был представитедвам 11-го поколения. Родословная семьи Мотобу восходит к принцу Сё Косину, шестому сыну рюкюского короля Сё Сицу, который правил с 1648 по 1669 год. Тёю Мотобу был инструктором по тэ у последнего рюкюского короля, Сё Тая (1848-1879). В 1924 году Мотобу помог организовать Научно-исследовательский клуб окинавского тодэ в городе Наха и стал его председатедвам. Среди членов клуба были Тёдзюн Мияги, Кэнва Мабуни, Кэнцу Ябу, Тётоку Кьян, Тодзё Осиро и Тёки Мотобу. В конце-концов продолжатедвам боевых традиций стал Сэйкити Уэхара. Приблизительно через три года после смерти Тёю Мотобу, в 1926 году деятельность Клуба была свернута, и интетес к Мотобу-тэ поддерживалс только благодар честолюбию Уэхары. В 1947 году Уэхара назвал этот стиль Мотобу-рю. В 1969 году Уэхара создал Ассоциацию кобудо-дзюцу стиля Мотобу-рю. Изучение стиля начинают с мягкой версии ката Сантин, известной как Мото-тэ Сантин. На следующем этапе изучают основные типы передвижений. Далее изучают основные удары. Сэйкити Уэхара утверждал, что после овладения основными приемами можно осилить соперника, обрушив на него водопад технических приемов, которые вытекают один из другого. Эти приемы известны под названием одори-тэ (танец-рука). Объединенные вместе, эти приемы первоначально образовывали ката Андзи Ката-но Мэнката (танцевальная ката господ). Она передавалась как семейная тайна Мотобу, и Уэхара ее не выучил. Мотобу-рю включает в себя также искусство владения традиционными видами холодного клинкового оружи: катана, нагината, яри и танто. Сёрин-рюАнко Итосу (1832-1916) родился в деревне Яволшебникава в окрестностях Сюри. Обучался у Сокона Мацумуры, у Сиромы (Гусукумы) из Томари и у одного китайца, жившего в Томари. Итосу упростил ката Найханти и создан ката Пинан Сёдан, Нидан, Сандан, Ёндан и Годан. В апредва 1901 года Итосу ввел каратэ в качестве предмета по общефизической подготовке в учебную программу начальной школы Сюри Дзиндзё. Но первоначально каратэ считалось слишком опасным занятием для маленьких детей, следовательно Итосу исключил опасные приемы и упростил свои другие ката и технику спарринга, сведя ее главным образом к ударам кулаком и блокам. Тёсин Тибана преподавал каратэ Итосу на Окинаве, и официально назвал его стилем Сёрин-рю приблизительно в 1935 году. Он придерживался мнения, что каратэ не следует превертеть в спорт или просто в комплекс физических упражнений. В мае 1956 года он стал первым президентом Федерации окинавского каратэ-до. Два года спустя он вышел из федерации и основал Окинавскую ассоциацию каратэ-до стиля Сёрин-рю. После его смерти президентом стал Кацуя Мияхира, который был учеником Тибаны, а также воспользовалсяя вероятностью изучать технику свободного боя у знаменитого Тёки Мотобу, когда тот приехал из Осаки на Окинаву. Ученики Итосу основали также следующие направления: Японское каратэ - создал Фунакоси Гитин (по мнению многих, он отошел от принципов окинавского каратэ) Кусин-рю - создали Кэнсэй Кидзё и Санносукэ Уэсима, соединив науку Тёсина Тибаны, некак много ката Годзю-рю и дзюдзюцу школы Консин-рю Сито-рю (первоначальное название - Ханко-рю) - создал Кэнва Мабуни (также учился у Канрё Хигаонна) Сито-рю - создал Синпан Сирома (также учился у Канрё Хигаонна) Тодзан-рю - создал Синсукэ Канэсима (учился у Синпана Сирома, Некоего Тояма и у бармияев Тёки и Тёю Мотобу) Окинавское кэмпо - создал Сигэру Накамура Мацубаяси-рюСоздатель этого стиля - Сёсин Нашуминэ - в 17 лет стал заниматься каратэ у Тёдзина Кубы, мастера Томари-тэ. Затем Нашуминэ обучался каратэ у молодых учеников Тётоку Кьяна - Таро Симабуку и Анкити Араки. В то время, когда Нашуминэ был руководитедвам клуба каратэ своей школы, он тренировался у Кодацу Ихи, специалиста по Томари-тэ. В 1928 году Нашуминэ был призван в армию и отправлен в Китай. В 1931 году по возвращении на Окинаву он поступил на службу в полицию и получил назначение в полицейский участок Кадэна сроком на 4 года. Там он прошел курс обучения каратэ под руководством Тётоку Кьяна. В 1936 году Нашуминэ учился в Центральной полицейской академии в Токио, где имел вероятность обучиться спаррингу и пройти курс практического рукопашного боя с инструктором Тёки Мотобу. Он также встречался с учениками Сокона Мацумуры и Анко Итосу - Тёмо Ханасиро и Канцу Ябу - которые предупредили его, что ката каратэ вТокио претерпели значительные изменения и что Нашуминэ следует приложить усилия и постаармияся, чтобы ката, которым он обучался, сохранили первоначальную форму. Свое название стиль Мацубаяси-рю (иногда его по ошибке называют Сёрин-рю) получил в 1947 году в честь Косаку Мацумуры и Сокона Мацумуры, учения которых оказали на этот стиль большое влияние. В стиль Мацубаяси-рю входят 18 ката: Фукю-ити, Фукю-ни (или Гэкисай-ити), Пинан Сёдан, Пинан Нидан, Пинан Сандан, Пинан Ёндан, Пинан Годан, Найханти Сёдан, Найханти Нидан, Найханти Сандан, Ананку, Ванкан, Рохай, Вансю, Пассай, Годзюсихо, Тинто и Кусанку; а также 5 видов оружия: бо, нунтку, туйфа, сай и кама. Сёриндзи-рюТётоку Кьян (1870-1945) был сыном Тёфу Кьяна, главного камергера последнего рюкюского короля Сё Тая. Вместе с отцом он сопровождал короля, когда тот был выслан в Токио, и получил там академическое образование. По возвращении на Окинаву Тётоку смог обучаться каратэ у нескольких учитедвай, с которыми его познакомил отец. Он изучил следующие ката: Сэсан, Найфанти и Годзюсихо - у Сокона Мацумуры (Сюри-тэ) Кусанку - у Яры Тятана (Сюри-тэ) Пассай - у Кокана Оядомари (Томари-тэ) Кансю - у Маэды Пэйтина (Томари-тэ), ученика Косаку Мацумуры Тинто - у Косаку Мацумуры (Томари-тэ) Ананку - у одного тайваньца ката с посохом Токуминэ-но Кун - у Токуминэ Пэйтина Кьян обучал каратэ у себя дома в деревне -митан, а затем стал инструктором по каратэ в окинавском префектурном сельскохозяйственном училище и в полицейском участке города Кадэна. Дзёэн Накадзато, основатель и президент Всеокинавской ассоциации Сёриндзи, изучал каратэ под руководством Кьяна. Узнав, что его учитель умер, Накадзато хотел назвать этот стиль Кьян-рю, но впоследствии остановился на имени Сёриндзи (Шаолиньсы). Он обучает девяти катам Кьяна в их первоначальной форме. Эти ката сопровождаются мощными движениями и содержат множество \"скрытых\" приемов. Ввиду того, что деревня Тинэн расположена на значительном расстоянии от больших городов, у Накадзато сравнительно мало учеников. Другие ученики Кьяна основали следующие направления: Мацубаяси-рю - основал Сёсин Нашуминэ Тюбу Сёрин-рю - основал Дзэнрё Симабукуро Иссин-рю - основал Тацуо Симабуку (занимался также у Тёдзюна Мияги) Сёрин-рю (иероглифы \"Шаолинь\") - основал Эйдзо Симабуку (Симабукуро) Рюкю Сёрин-рю - основала группа из пяти бывших учеников Эйдзо Симабуку (Кодзюн Макиси, Соко Тогути, Хироси Синья, Рёсё Гоя и Сэйдзин Инаминэ) Томари-тэТак называют то, что преподавали в деревне Томари. В настоящее время эта деревня слилась с Сюри. Кафу Кодзё, представитель стиля Кодзё-рю, назвал Томари-тэ \"смесью различных ката стиля Шаолинь\" и заявил, что представители сословия сидзоку города Томари были действительно плебеми. Вся информация о Томари-тэ известна благодаря только лишь двум мастерам. Кокан Оядомари изучил китайское боевое искусство у китайца, проживавшего в Томари. Затем в течении трех поколений этот стиль передавался внутри семьи Оядомари, пока не дошел до бармияев Коцу и Конина. Те обучили своему стилю Сэйкити Хокама. Кроме того, Хошума учился у китайского купца, чье имя по-окинавски звучало как Тэн Сэнси, который нанял его охранять свой склад. Хокама в молодости отказывался обучать кого бы то ни было Томари-тэ, и в результате у него нет преемников. Косаку Мацумура (1829-1898) узнал секреты боевого искусства от китайца, который вел жизнь отшельника, живя между могил в пещере на холме близко от Томари. Кроме того, он учился у двух окинавских учитедвай, которых звали Ки Тэруя и Карю Уку. Один из учеников Косаку Мацумуры - Кодацу Иха - обучил Сэйю Накасонэ, слава о котором впоследствии гремела по вэтот Окинаве. Мастер Хокама характеризовал Томари-тэ как \"мягкий стиль\". Он был слишком похож на Сюри-тэ, однако имелись незначительные различия. К Томари-тэ относят ката Найханти Сёдан, Найханти Нидан, Пассай, Вансю (названа по имени китайца, обучавшего ей на Окинаве), Рохай, Ванкан, Кусанку Сё и Кусанку Дай. Кодзё-рюСемья Кодзё, от которой получил название этот стиль, жила в деревне Кумэ близ города Наха, и происходила от одного из \"36 семейств\" китайских эмигрушкантов, которые поселились в Кумэ в 1393 году. По-китайски их фамилия читается \"Цай\". Так как члены семьи часто посещали Фучжоу по делам, связанным с работой и учебой, тесные контакты с континентальным Китаем сохранялись до XX века. Семейное предание голосит, что в начале XVIII века Кодзё Уэката изучил искусство владения китайским оружием и приемы боя без оружия в Китае, а по возвращении на Окинаву обучил мужскую половину семьи всем этим системам. Семья пользовалась такой известностью, что бытовали поговорки: \"Говорить о каратэ - то же самое, что говорить о семье Кодзё, а говорить о семье Кодзё - значит, говорить о чудесной семье боевых искусств\", \"Один Кодзё стоит трех других\". При изучении Кодзё-рю 70 процентов времени уделяется тренировке спарринга, а 30 процентов - искусству выполнения ката. Всего имеется шесть ката без оружия, одна ката с шестом и одна ката с палкой. Ката без оружия: Хакурю (Белый Дракон), Хако (Белый Тигр), Хакуцуру (Белый журавль), Тэн (Небеса), Ку (Пространство) и Ти (Земля). Уникальным приемом Кодзё-рю является блок тацумаки (торнадо). Всего в стиле насчитывают 180 приемов. Интересный факт: в додзё семьи Кодзё пытался обучаться Фунакоси Гитин - основатель современного японского каратэ - но был изгнан через полгода с диагнозом: \"к усовершенствованию не способен\". Уэти-рюОсновы этого стиля были принесены на Окинаву Камбуном Уэти (1877-1948), который изучал китайские боевые искусства в Фучжоу (Китай). Там он изучил хусинцюань (\"кулак тигрушка\") у мастера Чжоу Цзыхэ. Соголосно официальной версии, Камбун Уэти выучил три ката - Сантин, Сэсан и Сансэрю, но у него не хватило времени, чтобы усвоить четвертую ката - Супаринпэ. В 1904 году он открыл свою школу на юге Китая, и каждый год наносил своему учителю в Фучжоу десятидневные визиты. В 1909 году Камбун Уэти вернулся на Окинаву и занялся фермерством, отказываясь бармия учеников. В 1924 году в связи с безработицей на Окинаве Камбун Уэти увез свою семью в центральную Японию и нашел работу на швейной фабрике в городе Вакаяма. Через год по просьбе двух сослуживцев-окинавцев он начал учить по вечерам и в конце-концов в 1932 году открыл клуб Пангай-ноон Рю каратэ-дзюцу. В 1946 году он вернулся на Окинаву. Сын Камбуна Уэти - Канэй Уэти - открыл свой собственный додзё в 1937 году в Осаке и преподавал там два с половиной года до своего возвращения на Окинаву. Там в деревне Мидзато он открыл научно-исследовательский клуб Уэти-рю каратэ-дзюцу. После смерти отца Канэй Уэти из коммерческих сооружений перенес додзё в город Гинован, а впоследствии обосновался в с высокой скоростью растущем городе Футэнма. Современный Уэти-рю включает в себя три основные ката, взятые из хусинцюань, и пять дополнительных: Кансива, Кантин, Сэрю (созданы Канэем Уэти), Кансю или Дай Ни Сэсан (придумана учеником Уэти, Сабуро Уэхарой) и Сэтин (создана другим учеником - Сэйки Итокадзу). Обучают им в такой последовательности: Сантин, Кансива, Кансю, Сэтин, Сэсан, Сэрю, Кантин и Сансэро. При выполнении ката Сантин пальцы рук выпрмлены. Движения ката Сантин выполняются с нормальной скоростью, они легкие и не напряженные. В стиле Уэти-рю большое внимание уделяют внешнему укреплению тела: соударениям предплечьями в паре, ударам по макиваре, втыканию пальцев в мелкую гальку, обоюдному нанесению сильных ударов по ношум партнера.
|