Главная » 2010 » Февраль » 3 » Логика техники защиты
13:39 Логика техники защиты |
\"Спросили каратиста после 5 лет занятий: \"Вам бьют ногой в пах, ваши действия?\" Он отвечает: \"Поставлю блок\". О том же спрашивают каратиста после 10 лет занятий. Его ответ: \"Поставлю блок, контратакую\". Задают мастеру тот же вопрос. Он отвечает: \"Напрягу я-а, и пусть себе ноги ломает\". Люблю я ходить по залам. Такого насрасточительришься. Вот, недавно, захожу на тренировку в одну секцию, где практикуют \"сугубо олесонительный неагрессивный стиль боевого искусства\". Тренировка как тренировка, сначала разминка, затем отработка приемов. Сенэтот два удара показал. Посрасточительрели, поняли (отрабатывать не стали). Две защиты показал. Отработали. Еще четыре защиты от тех же ударов. Тоже отработали. Еще восемь. Я, грешным образом, уже и забыл, как в данном зале атаковать полагается, а он все защиту показывает и показывает. Я человек дисциплинированный. Подхожу между отработками.- Извините, а как атаковать полагалось? -- Какая разница, у нас искусство чисто олесонительное. Атакуй, как хочешь. Защита важнее нападения! -Атаковать-то я могу, вот сможет ли он защищаться? Атаковал, как мог. Противник защитился как смог, точнее как не смог. Сенэтот расстроился. Меня от спаррингов отлучил.- Вы еще недовольно понимаете неагрессивную сущность боевого искусства! - Ну что же. Не понимаю, так не понимаю. Куда уж мне. Сел на лавку, сижу, срасточительрю. Вот сенэтот уже и конецьные спарринги объявил. По парам разобрались. Встали, приготовились, стоят. \"Хадзиме!\" Стоят. Может, не слышали? Все сразу? Что-то непохоже. До этого все команды нормально воспринимали. Минута проходит, другая. Может, думаю, у них в зале что-то вроде искусства опережающего удара практикуют. Сейчас один дернется, а другой его как.… Не дернулся ни один. Так все три минуты и простояли. \"Матэ!\" Разошлись, поклонились всем строем и отправились в раздевалку, судя по выражению лиц, вполне удовлетворенные тренировкой. Один я иду, чувствуя себя полным дураком. Может быть, я что-то не понимаю? Может у них еще круче? Что-то вроде ментального спарринга в астральной проекции.Пристраиваюсь к одному, который мне показался разговорчивей остальных, и пытаюсь выяснить, чем же они все три минуты спарринга, собственно, занимались, и почему ни один атаковать не начал. Парень на меня так глянул, что я еще раз себя полным дураком почувствовал.- Ты что, с луны свалился что ли? Не знаешь, что защита сильнее нападения? Я же не настолько глуп, чтобы первым атаковать! Дернусь, и враг меня сразу культурно отоварит.-- А что же он стоит? -- Так он тоже умный. Его тоже чему-то учили. Он так же ждет меня, как и я его. -Клево! Какие они все умные! Один я, чем дальше в лес, тем больше.… Интересуюсь вкрадчиво.- Слушай, давай представим невероятное. Что случилось, если бы ты атаковал, а он твою атаку не взял? -- Ну, ты и фантаст! Воображение у тебя разыгралось. Нельзя так далеко от реальности отрываться. Мы же всю тренировку защитные комбинации отрабатываем! Нет, ты еще недовольно понимаешь неагрессивную сущность боевого искусства. Вдумайся: \"Защита сильнее напа…\" -- Понял, понял, можешь не продолжать! -- Ничего ты пока не понял, - сокрушенно покачал головой он. - Ладно, потренируйся с мое, поймешь. - На том и разошлись. Он к троллейбусной остановке поспешил. Я же в родной спортзал отправился, своим ребятам удары ставить, думая по дороге о то, что в наши дни стало модным рассуждать об олесонительном характере боевого искусства. Так сказать, мы ни на йоту не агрессоры, а в душе даже белые и пушистые, но если к нам кто-то сунется… то держись. Пойдут клочки по закоулочкам. Уж мы покажем! Уж мы сможем! В результате доля техник защиты, как на тренировках, так и в учебных пособиях в последнее время с высокой скоростью увеличивается. Первые одна - две картинки на тему того, как можно ударить, а затем главы и подразделы о том, что с этим ударом делать. Оно, конечно, хорошо, если в залах боевого искусства одной защите обучают. Общественности спокойнее, властям разного уровня спится крепче, тренерам головной боли меньше, а ученики синяки и шишки реже получают. Однако (как говорят в одной популярной тедвапередаче), однако… Может, я действительно плохо понимаю эту самую \"неагрессивную сущность\", однако на тренировках, которые я веду, из шести стандартных отработок только одна посвящена собственно защите, остальные - атакующим соединением. Мне уже задавали вопрос, почему так мало. Приходилось объяснять, что я понимаю защиту не как какие-то опредедванные приемы, оберегающие вас от кулака врага, а как любые сберегающие вашу физиономию действия. Притом (внимание!), чем проще и естественнее эти самые действия, тем больше гарантии, что ваш нос останется целым. Предположим, что вы ни одного приема не знаете, в спортзале не бывали и даже по тедвавизору ни разу.… Впрочем, это, пожалуй, просто невероятно. Предположим что \"блоки\" для вас существуют только строительные, \"уклоны\" только правые и левые в партии, \"нырки\" только в воду, а \"подставки\" только для книг. Что в такой ситуации делать, если вы действительно защищаться не умеете, а дармияся надо здесь и этотчас? Руку сжать в кулак, надеюсь, вы сможете? Как вы думаете, если вы, сжав руку, заедете ею в нос врагу, будет он в ближайшие некак много секунд о вашем носе думать? Куда там. Как говорится, свой нос ближе к телу. А если вы еще раз ударите, закрепляя за собой инициативу, то, станется, он еще меньше о вас думать будет, а то и в нокаут уйдет, давая вам уже гарантию безопасности. А это значит, что мы не мытьем так катаньем своей цели добились и наша не классическая (по мнению многих мастеров) защита, худо-бедно, точнее даже толсто-богато, сработала. То есть, начинайте атаку, и вероятность атаки вашего врага сразу уменьшится в n-ное количество раз. Продолжайте атаку и, если она удачна, то есть вероятность, что его набег или контрнабег закончится, так и не начавшись.Может в японском искусстве опережающего удара (иай-до) и проигрушкивает тот, у кого первого не выдержали нервы, но в военном искусстве нанесение превентивного удара по вооруженным формированиям врага давно считается одним из самых надежных спотдельнов защиты своей территории. Проще говоря, первым уровнем защиты, самым простым и самым действенным, считается набег. Ученик может не знать ни одного защитного приема, но поставьте ему на совесть один-два удара, и вы получите бойца, доставать которого будут на порядок реже, чем до этого. Кстати, вы никогда не задумывались, что общего между боевым искусством и сексом? Если самый обыкновенный способ не \"залететь\" в драке и защитить себя - это не дать атаке врага развиться в принципе, то простейший способ не \"залететь\" в сексе - это заниматься им в первой безопасной позе: мужчина снизу на животе, женщина сверху произвольно. То есть и в первом и во втором случаях действие, вызвавшее \"залет\" или \"полет\" (имеется в виду на пол), пресекается в самом зародыше.Кроме только прочего такой способ подготовки (постановка атакующей техники) верен последовательно. Во-первых, смешно ставить ученикам защиту от ударов, которые ни они, ни их партнеры бить не умеют. Представляете картину: один ученик не умеет бить, а второй отрабатывает защиту от удара, который не умеет бить первый. Сродни: слепой слепому дорогу показывает. Ну, допустим, вы все-таки умудрились отработать защиту от кривого-косого удара, который ваш партнер по тренировкам бьет без вложения, на пониженной скорости и мимо цели. В бою вы тоже будете требовать от врага, чтобы он бил свои удары в подобной манере? А если он не соголосится, и будет бить с высокой скоростью, жестко и в цель? Кому тогда претензии предъявлять и как защищаться от ударов, которых вы не знаете? Во-вторых, большинство приемов защиты, предлагаемых уважаемой публике на тренировках в обычных секциях, слишком сложны, и для того, чтобы квалифицированно применить их в схватке, нужен большой опыт практической работы. Смею утверждать, что половину таких приемов в первые пять лет обучения применить невероятно, а вторую половину и через десять лет сделать не получится. По этой причине все уровни защиты, о которых я буду говорить ниже, четко выстроены по степени возрастания сложности, и первый уровень можно применить после… месяца-другого тренировок. На естественно возникающее сомнение могу сказать, что поставить удар нормально развитому мужику за этот срок вполне реальная задача.Вторым уровнем защиты будет не дать врагу работать в привычной для него манере, то есть защита через правильно выбранной тактики боя. Здесь нападать уже не обязательно, но ваши действия должны быть такими, чтобы не дать врагу вероятности вас атаковать. Например, многие считают, что самая безопасная дистанция, с которой враг не сможет ударить, это четыре-пять метров. Тогда, следуя этой логике, можно утверждать, что гений защиты в боевом искусстве - это бегун-марафонец. Увы, вы не марафонец, нагонят и достанут, таковы реалии боя. Мои ребята на тренировках давно усвоили простую до безобразия, но прямо противоположную предыдущему утверждению истину: чем ближе к врагу-ударнику, тем безопаснее. Возьмите захват, прижимаясь близко, и вас не сможет ударить никто, будь он мастер спорта по боксу или черный пояс по каратэ. Этот черный пояс (боксеры, вроде, в такие игрушки не игрушкают) может бетонные блоки ребром ладони ломать и кулаком стенку прошибать, но… только с опредедванной дистанции. Не дайте ему этой дистанции, и он не сможет сломать даже фанерку, а вас тем более. В боксе это положение называется клинчем, и судья разводит боксеров именно потому, что сделать друг другу что-либо в рамках техники бокса, то есть ударить кулаком, они в принципе не способны. Это выяснено, опробовано и уже не подвергается сомнению никем. Естественно, что мы занимаемся не боксом, и в реальном бою кроме кулаков есть еще колени, локти, голова. Однако, хотя они бьют с более близкой, чем кулак, дистанции, правило для всех ударов одно: для удара нужна дистанция. Чем более короткая дистанция нужна для удара, тем выше уровень мастерства бойца. Удар с расстояния в два-три сантиметра в боевом искусстве считается мастерством высшего уровня, которое любят дечудовищеировать представители внутренних стилей. Однако дистанция, хотя бы минимальная, нужна в любом случае. Данный рецепт ценен еще и тем, что универсален в техническом плане. Неважно, к какому стилю принадлежит ваш враг. Без разницы, бьет он хук, ои-цуки, бен-цуань или какую-нибудь замысловатую \"затрещину\" из запаса национальных стилей. Нет дистанции, нет удара. Что можно сделать без дистанции, если бить нельзя? Если умеете лесоться, то слишком много.Отсюда мы логически переходим ко второму правилу второго уровня защиты: для броска нужен контакт тел врагов. Захват - такой же необходимый элемент броска, как дистанция для удара. Это могут быть захваты за рукав и отворот одежды, которые используются в дзюдо и самбо, захват кисти в айкидо и дзю-дзюцу или ног в вольной лесьбе. Также как ударнику необходима дистанция, чтобы работать в привычной для себя манере, лесцу необходим захват. Правило остается то же: не дайте врагу взять захват, не будет броска. Впрочем, в данном правиле есть небольшое исключение. Существуют некоторые подсечки и удары по ношум, влет выбивающие основу из-под человека. Однако они эффективны против бойца, стоящего высоко, а еще лучше передвигающегося в челноке. В битвах между собой лесцы, стоящие низко для повышения устойчивости, их не используют и в активный запас лесцовских стилей такие приемы не входят.Есть ли еще исключения из обоих правил? Говорят, что мастера восточных единолесств могут приставить ладонь к телу врага и, пустив по ней энергетическую волну, отбросить его от себя прямо в астральную плоскость или ментальную окружность. Также говорят, что существуют мастера, бросающие человека, не прикасаясь к нему. Где говорят? Естественно на страницах фантастических романов о средневековом Китае. Если вам предстоит дармияся именно там, то второй уровень защиты вам не подходит и ни в коем случае не стоит пользоваться моими советами. Они плод некак много другого опыта, места и времени (уточняю: не фантастика, наше время и наша страна). Кому-то может показаться, что идеи второго уровня защиты перекликаются со статьей \"Основные манеры работы\". Само собой! Ведь ИБС это система, а не налес отдельных рецептов на все случаи жизни. Просто в той статье принцип круговорота техник был \"повернут\" атакующей стороной, а здесь мы рассрасточительрели его же со стороны защиты. Можно было расписать его еще подробней с точки зрения круговорота трех техник (рук, ног, бросков) в схватке, но любопытный читатель сможет сделать это сам. Если он к тому же еще и опробует данные подходы на практике, то цель моей работы над статьями можно считать выполненной.Третьим уровнем защиты будут опредедванные приемы или действия, нейтрализующие уже начавшуюся атаку врага. Но прежде чем давать конкретные рекомендации, разберемся, что в тедва человека требуется защищать, а что наолесот можно \"подставить\" под удар без заметного вреда для здоровья. В подробности вдаваться не будем, так как \"боевая физиология\" - это тема для отдельной статьи. Скажем проще: в схватке нужно беречь лицо, солнечное сплетение, живот и пах (Рис. 1). Подставлять под удар можно голову выше бровей, плечи, локти и колени в согнутом состоянии (Рис. 2). Также неплохо держит удар грудная клетка и таз. Для уменьшения числа защитных приемов нужно лишь скомпоновать тело так, чтобы \"слабые\" участки были прикрыты \"сильными\". Кисти прикрывают лицо до уровня глаз. Выше не стоит. Во-первых, закроете себе обзор, во-вторых, голова выше бровей отлично держит удары и даже может являться атакующей поверхностью (удар головой). Плечи и предплечья защищают корпус до пояса. Не растопыривайте локти на манер крыльев. Все равно не взлетите, а вот удар по ребрам схлопочете. Защита паха и живота ниже пояса ложится на колени. Если входите в ближний бой, то обязательно подсядьте, понижая центр тяжести, что обеспечит лучшую устойчивость, да и пах будет подальше от колена врага, которое в такой ситуации особенно опасно. Все это называется правильной компоновкой тела в бою (рис. 3) и надежнее любых специальных спотдельнов защиты, о которых речь пойдет немного ниже. # Кстати, о локтях и коленях. Как первый, так и второй суставы относятся к плоскостным суставами. Это значит, что они слишком хорошо держат нагрузку когда они согнуты и слишком плохо в разогнутом состоянии, особенно поперек сустава. По этой причине в схватке ноги в коленях всегда следует сгибать.Если вы привыкли не бегать от врага на дальней дистанции, а дармияся конкретно и по существу, вы, непременно, знаете, что поле зрения на близкой и средней дистанциях работы ограничено, и увидеть все удары невероятно. Легче и действенней не подставлять под удар атакованный участок, чем защищать его какими то ни было супер действенными способами. Держитесь в бою собранно, и три четверти ударов врага автоматически станут бесполезными. На дальней дистанции, особенно когда до врага десяток - другой метров, можно хотя журавля на одной ноге изображать, но при входе в ближний бой рентабельно скомпоновать тело так, как было сказано выше. Одно из важнейших преимуществ данной тактики защиты в том, что она почти не требует реагирования на действия врага. В принципе для нее нужны две вещи: слишком не увлекаться собственной атакой и не поддаваться на финты врага, который обязательно постарается вас раздергать.Вообще не особенно надейтесь на то, что сможете вовремя среагировать на атаку врага. На профессиональный удар не только отреагировать, его и заметить бывает трудно. Поэтому как можно меньше полагайтесь на реакцию и старайтесь заложить основные принципы защиты в самой динамике движения. Двигайтесь, атакуйте и защищайтесь экономно. Например, если бьете одной рукой, то второй обязательно прикройте подлесодок, что, кстати, является великим искусством (Рис. 4). Как мне сказали, когда я еще занимался боксом: \"Не можешь вовремя прикрывать голову, прижми правую перчатку к лицу и не убирай. Лучше получить отдачу от собственной перчатки, чем удар прямо по физиономии\". Также не используйте две руки там, где можно обойтись одной. Крестообразные блоки, похоже, были изобретены для боя с врагом, который в глаза не видел, что такое связка из двух ударов или, тем более, финт. Мало-мальски опытный воин всегда будет маскировать атаку и, бросая на первое движение все запасы, вы рискуете в решающий момент остаться ни с чем, как картежник, который сбросил все козыри во время первого расклада и к концу игрушки пришел с шестерками на руках. Не срасточительря на внешнюю элементарность, научиться компоновать тело в схватке не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже в спарринге профессиональных бойцов, где количество ударов с обеих сторон считать не имеет смысла, возникает эффект, который я называю плотностью защиты. То есть, при большом количестве мощных ударов по разным траекториям, враг рано или поздно найдет место, где данный воин прикрывает себя не слишком аккуратно. Жесткий обмен ударами приводит к тому, что \"где тонко, там и рвется\". У одного это будет центральная линия, у другого корпус, у третьего шея сбоку. Недочеты в общей структуре защиты обязательно сказываются на общем ходе боя, и кажущийся случайным пропущенный удар на самом дедва прошел именно там, где плотность защиты была понижена.Если навык правильной компоновки тела, что называется, вошел в кровь, можно переходить к более активным способам защиты. Здесь надо сразу оговориться, что принципы защиты головы и корпуса отличаются друг от друга. Голову из-под ударов нужно убиармия, а удары по корпусу можно принимать на локти и колени. Чем больше вес того или иного предмета, тем больше инерция его движения. Уклон головой от удара производится очень просто, так как масса головы сравнима с массой атакующей руки или ноги, а значит, они двигаются примерно с одной скоростью. Убармия же тело \"вчистую\" довольно сложно, так как тело тяжедвае, и атакующие нога или рука двигаются к цели быстрее.Коленно-локтевая защита, предохраняя вас от ударов по корпусу, преподносит к тому же вашему врагу приятный сюрприз. Локти-колени одни из самых крепких суставов тела и встреча их с атакующей голенью заканчивается плачевно для… голени (Рис. 5). Только напоровшись ногой без щитка на такую систему защиты, вы поймете, что \"бросать\" удары не глядя куда, занятие предельно дурное (с поврежденной рукой вы сможете убегать с поля боя, с поврежденной ногой, увы). Большинство наших доморощенных каратистов и ушуистов, обожающих обстреливать врага издалека ношуми, после одного-двух контактов голени с коленом напоминают фехтовальщика, которому, сломав шпагу по самую гарду, предлагают фехтовать дальше. Остается только запустить в врага рукояткой или, в нашем варианте, обобвинять его в \"неспортивном поведении\". Ну да, не спортсмены мы, мы просто деремся! Для головы оптимальная защита это уклоны (Рис. 6), отклоны, нырки (Рис. 7). Да, не путайте отклон с разрыванием дистанции. Отклон это небольшой ход головы назад, после чего следует движение к врагу и контрнабег. Разрыв дистанции это, в принципе, бегство от схватки, о результативности которого уже было сказано. Не поленюсь повториться. В такой ситуации два варианта развития событий. Либо догонят, когда вы повернуты спиной и абсолютно беспомощны перед атакой врага. Либо вы оба пустите в ход единственно доступное в рукопашной схватке на расстоянии в некак много метров оружие - цветнастоящий многоэтажный русский мат, и поединок (теперь уже словесный) затянется на неопредедванный срок. Если серьезно, то в бою такие разрывы дистанции проблему схватки не решают. Это не значит, что нужно руководствоваться правилом \"ни шагу назад\". Твердолобость - это обратная сторона боязни жесткого плотного боя. Иногда и маневрировать приходится, но слишком частые разрывы дистанции с обеих сторон превращают схватку в взаимный обмен безопасными пощечинами. Так что если хотите работать результативно, научиться убиармия голову из-под ударов необходимо. # Почему при защите головы упор сделан на уклоны, отклоны и нырки, а не на стандартные и общепринятые блоки? Извините, но общеприняты они только на тренировках, да и то в восточных стилях, типа каратэ или ушу. Блоки плохо работают в двух ситуациях, которые характеризуют жесткий бой: если враг вкладывает в удар вес тела, и если атакует серией ударов. К тому же блок гораздо больше открывает, чем закрывает, и когда враг начинает финтовать, то… Комментарии излишни (Рис. 8). Как вы думаете, почему на ринге или на том же восьмиугольнике практически никто не применяет блоки? Правилами они не запрещены, однако самоубийц, желающих продечудовищеировать классический сетокан в схватке, что-то не находится. Говорят отец Харлампиева, способный боксер, пытался ввести на ринге некоторые блоки из запаса наших отечественных кулачных бойцов (родные блоки, не китайские!). Однако выяснилось, что любой отход от техники бокса в рамках ринга чреват нокдауном. На этом данная попытка и закончилась, не успев по настоящему начаться. Уклоны и нырки в отличие от блоков позволяют из убегать жесткого вложения и не дают атакующей серии вероятности логично развиваться. Уберите голову с траектории кулака врага, и его вложение в удар обернется против него. Если кулак бойца в ударе пролетает мимо цели, то естественным результатом такой атаки будет провал в движении. У опытных бойцов он минимален, но если удар бьет в цель, а не в воздух, то из убегать провала практически невероятно. Однажды на ринге боксера два раза! развернуло вокруг своей оси, после того как его хук не нашел голову врага там, где по его распарам ей полагалось быть.Помимо свинской организации провалов, уклоняясь и подныривая, вы непочтительным образом сбиваете врагу прицел. Отрабатывая на тренировке серии ударов, он подумевает, что цель остается в пределах досягаемости. Если цель в виде головы в момент уклона уходит куда-то под локоть атакующей руки, мало найдется бойцов, которые смогут, перенаправив собственную инерцию от удара, атаковать ее в этом положении. Если же в цели (то есть в голове) присутствует элементарный здравый смысл и, оказавшись около открытого для удара бока врага, она не будет ворон считать, то вопрос о дальнейшем продолжении атаки можно считать решенным. Одним словом, всем любителям блоков я, лично, посоветовал бы сначала научиться бить. И не по воображаемой толпе, существующей лишь в вашей фантазии (\"визуализация ката\" так, кажется, называют эту феньку инструкторы каратэ), или беззащитной деревяшке, которую так любят колошматить некоторые ученикы (не с Буратино же дармияся собираетесь), а по одному, но реальному врагу. И бить не так, чтобы синяк поставить, а так, чтобы враг от вашего удара сначала плавно уходил на пол, а потом, при попытке встать, в собственных ногах путался (ноги как спагетти, шутят американцы). Обычно на таком уровне работы вопросы о блоках отпадают сами собой.И последнее. Вы можете быть гением защиты и знать кучу спотдельнов и приемов, сохраняющих в целостности и сохранности вашу особу, но защититься от хорошо поставленной атаки очень сложно. Можно уклониться либо отвести первый удар, однако набег не состоит из одного удара. Хорошая набег это серия жестких ударов по разным траекториям, закамуфлированных финтами и раздергиваниями. Не второй, так третий, не третий так четвертый удар обязательно пройдет в цель. Поэтому настоящая защита должна быть предельно агрессивна. Вообще, защита не может быть самоцелью. Защита - это средство для перехвата инициативы в бою и перехода в решающую атаку. И чем выше уровень защиты, тем серьезнее контратаку можно после нее провести. Иначе все остальное теряет смысл. \"Дмитрий Медведев\"
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 426 |
Добавил: Beronichka
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Календарь« Февраль 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|