Главная » 2010 » Февраль » 3 » Этапы отработки приема или азбука методики
13:39 Этапы отработки приема или азбука методики |
Говорят, в каждом времени свои сложности. Тяжело сказать, какие проблемы волновали первобытных охотников за мамонтами. Возможно, они переживали по поводу того, что торговцы с побережья завезли плохого качества кремень на топоры, или мигрушкация мамонтов запаздывает, или хватит ли запасов на зиму, или что за чужаки столкнулись с охотничьей партией месяца три назад. Наше время другое. Правда, по-прежнему, товары завозят не всегда хорошего качества. Однако, завтраки, обеды и ужины не мигрируют, а мирно и решумярно завозятся в продуктовые волшебниказины. Запасов на зиму хватает, тем более что большинство народа научились копить запасы не только в холодильнике, но и под кожей собственного живота. Заодно и чужаки встречаются не раз в три месяца, а каждый день прямо на улице и в таком количестве, что это уже никого не удивляет. Одним словом, еды и свободного времени явно стало больше. Если нет нужды постоянно думать о хлебе насущном (или, точнее, о мясе ежедневном), то какие мысли могут прийти в голову человеку, вокруг которого живут, спят, работают миллионы таких же двуногих личностей. Хочется как-то выдетечь из их числа, хотя на шаг подняться над общей массой. Кто-то становится бизнесменом, кто-то политиком, если на это хватает сил и сообразительности. Если же преуспеть из-за конкуренции не получилось, а быть таким как все не хочется, что можно сделать? Найти что-то, для множества недоступное, но притягательное, и на основании этого чувствовать себя избранным, исключительным, единственным и неповторимым. Если есть спрос, то будет и предложение. Например, в советскую эпоху, когда мы дружно считались строителями коммунистического рая, вдруг появились какие-то непонятные восточные единолесства. Человек, хотя раз посетивший такую тренировку, приобщался к чему-то недоступному для остальных и, соответственно, выделялся на однообразном сером фоне счастливых строитедвай светлого будущего.Время шло. Секций становилось все больше и больше, и удивить кого бы то ни было самим фактом присутствия на тренировке стало невероятно. Тогда начали чаще говорить о том, что в каком-то спортзале изучают тайные китайские техники и секретные японские приемы и, если их знать… Далее, обычно, рассказ обрывался, так как депугалоировать подобные техники \"посвященные в тайну\" не спешили, довольствуясь самим фактом обладания недоступным для других знанием.Однако и этому со временем пришел конец. Количество посещений спортзалов перешло в качество знания о том, что кулак и нос сталкиваются по одной и той же траектории, вне зависимости от того, наши эти нос и кулак или китайские. А если неинтересно рассказывать, какие удары изучаются, то с посилаю чего можно почувствовать себя приобщенным к кругу избранных? Можно повествовать, как эти приемы отрабатываются, и какие при этом получаются чудодейственные результаты. Естественно, говорить про то, что прием нужно часами оттачивать на тренировках до седьмого пота, не выгодно, и тогда нашлась палочка-выручалочка в виде энергетики. Оказалось, чтобы бить эффективный удар, довольно \"пустить по каналу энергетическую волну\". После чего, надо понимать, враг должен был, в лучшем случае, отлететь на некак много метров. Дальше - больше. Пошли разговоры о \"ментальной тренировке\", во время которой даже руками двигать не нужно, можно просто посидеть в позе лотоса (или на худой конец, если ноги не гнутся, по-турецки), воображая, как дерешься с крутым и страшным мужиком (и, естественно, побеждаешь!).Данные варианты тренировки вполне эффективны, когда… враг соответствует им. Наверное, энергетическая волна серьезно может вывести из строя энергетического врага, проще говоря, привидение, а ментальная тренировка замечательно готовит к ментальному спаррингу с воображаемым соперником. Возможно, некоторым людям такие враги встречаются и даже представляют опредедванную угрозу. Правда, за посилаю тогда нужно обращаться не в спортзал, а к врачу. В больницах опредедванного профиля отлично научились справляться с подобными проблемами. Мне же, как и большинству тренирующихся в залах, встречаются, как правило, враги из плоти и крови, в схватке с которыми энергетические удары помогают мало, вернее совсем не помогают, а точнее даже мешают. Чаще выручает правильная и последовательно верная отработка, отточка, накатка. В наше время книг и фильмов про то, как бить или бросать более чем довольно, материалов же по методике работы не в пример меньше. Может, наши сенсеи зажимают полезную информацию, а может … просто никогда толком не думали над этим вопросом? Так как же строится нормальный тренировочный процесс, предназначенный для подготовки бойца к бою с реальным, а не энергетическим и не воображаемым врагом?Никаких тайных спотдельнов здесь, по факту, не бывает, и правильная методика отработки приема, похоже, не изменилась со времен древнего Китая. Грарасточительно построенный тренировочный алгоритм состоит из нескольких последовательных этапов, на которых и обкатывается прием, и последовательное подходы школ, в основном, различаются лишь тем, что тому или иному этапу уделяется большее или меньшее внимание. Иногда одна (а бывает и больше) ступень вообще выпускается, что соответствующим образом сказывается на результатах подготовки. Дальнейшие рекомендации могут кому-нибудь показаться тривиальными, но диву даешься, как много недвапостей и несуразиц можно встретить в этом вопросе. 1 этап: на воздухе. \"…Воображаемый враг так же отличается от настоящего, как мысль о смерти - от Нее Самой\".Мпеснь Семенова \"Волкодав\" На данном этапе выставляется форма незнакомого ученикам движения. К отработке на воздухе, а это и есть первая ступень работы с приемом, можно смело отнести многочисленные ката и тао любительов восточных стилей, хотя подобные методы применялись не только там. В европейском боксе бывает \"бой с тенью\", смысл которого все то же оттачивание формы движения. Разница между этими двумя отработками в том, что в восточном варианте программа движений жестко задана, а работа боксера во время \"боя с тенью\" строится на импровизации. Все бы ничего, да боксер использует только те удары, которые пригодятся на ринге, а тао и ката перегружены элементами, которые в бою может попытаться применить только больной на голову человек. Впрочем, разбиармияся с тем, какие формы движения боевые, а какие нет, не тема для данной статьи. Просто для того, чтобы приведенная ниже методика подготовки работала, необходимо чтобы движения на всех этапах были соответственно одинаковые. Если на воздухе ученики отрабатывают одно, на макиваре другое, а с партнером и в бою третье… то результат, скорее только, будет не самым блестящим, если вообще будет.Отработка на воздухе производится медленно на максимальном расслаблении. Вроде бы естественно, для того чтобы сделать новое незнакомое движение, нужно не торопиться, но люди настолько привыкают спешить в жизни, что остановиться органически не способны, даже на короткий междууток времени. Сходная проблема - закрепощение мышц. всякий мышечный контур соответствует тому или иному движению, и чтобы сделать что-то другое, нужно убармия \"паразитные\" зажимы. Медленно, расслабленно, не спеша - вот залог того, что со временем получится с высокой скоростью, жестко и при этом правильно.Желательно делать прием на воздухе в полном объеме. То есть, если вы отрабатываете удар рукой, то отрабатывайте его стоя так, как вы будете стоять в реальной схватке, а не вертикально или из киба-дачи, что распространено во многих стилях каратэ. Отработка из таких положений имеет смысл тогда, когда для освоения нового движения количество центров внимания уменьшается за счет исключения из работы ног. Однако, как только вы \"уловили\" общую траекторию руки в ударе, нужно переходить к полной форме. Наше тело запоминает общий контур движения, и для него работающие руки и неработающие ноги увязываются в единую картину, которую оно и будет воплощать в бою. Это приведет к тому, что в схватке, когда нужно будет двигать ношуми как можно активнее, вы либо вообще не сможете провести прием, либо проведете его с минимальным эффектом.Этап отработки техники на воздухе особенно необходим людям, которые пришли заниматься с нуля и для которых первая задача в зале - научиться ставить своему телу конкретные задачи и требовать их выполнения. Тогда, освоив хотя бы один стиль, человек может довольно с высокой скоростью переквалифицироваться на работу в другом спортзале. Если же в стиле присутствуют некак много динамик движения, например ударная и бросковая плюс элементарная основа для развития тела, то в дальнейшем сделать на воздухе практически любой прием из тех, которые используются в современном боевом искусстве, не будет составлять проблемы. Но гордиться тем, что вы умеете выполнять какой-то объем техники на воздухе… как-то несерьезно, что ли. 2 этап: по цели. \"Доски не дают сдачи\".Приписывают Б. Ли После отработки на воздухе наступает этап отработки приемов на снарядах, то есть ученик учится вкладывать в удар или бросок реальную силу. Подходит работа на мешках, макиварах, боксерских лапах, манекенах для отработки бросков. На мешке и макиваре нарабатывается сила и скорость удара, а также выставляется навык правильной дистанции. Технология, для начала, предельно проста. Встал напротив снаряда и нарабатывай как много душе угодно. Чем больше, тем лучше, не забывая учесть то, что приобрели на предыдущем этапе. Хотя чувство меры не помешает. У тела есть своеобразный предохранительный клапан, называемый усталостью, и, отрабатывая движения больше установленного естественного предела, вы можете незаметно для себя видоизменить форму в сторону упрощения. Ваше тело найдет оптимальный для него способ выполнения движения, не слишком рациональный в плане техники боя.На боксерских лапах, кроме силы и скорости удара ставится мобильность, что особенно важно в схватке. Цель в бою никогда не бывает там, где ей \"положено\" быть. Противник может стоять немного дальше или немного ближе. Быть выше или ниже ростом и так далее. Лапа может менять как уровень, так и расстояние до цели. Например, обыкновенный прямой удар должен оттачиваться с места, на движении вперед, на шаге назад, в голову и в корпус врага.Наработка ударов по цели с высокой скоростью приучает правильно использовать ударные поверхности. Часто ребята, годами нарабатывавшие удары по воздуху, вывихивают себе запястья и разбивают руки при первой же попытке ударить в цель. Соголоситесь, мало проку от пушечного удара, если после него ударить следующий удар той же рукой вы просто не способны.Томишевари или разбивание предметов также относится к этому этапу. Оно неплохо проверяет резкость и правильность постановки кисти в ударе. Разбивать доски и кирпичи, колоть черепицу и ледяные глыбы занятия, действительно, увлекательные, но не забывайте, что это только лишь второй этап отработки приема. Не стоит средство возводить в ранг цели. Еще бабушка надвое сказала, сможете ли вы применить приобретенные навыки в бою. Будем постоянно помнить, что техника нужна нам не для выступления на сцене, а для реальной схватки, и перейдем к следующему этапу. 3 этап: с партнером. - Скажите, почему у меня в схватке приемы не получаются? - Вы их на воздухе отрабатывали? - Естественно, я за ката пояс по каратэ получил! - А по лапам били? - Ну, случалось иногда. - А с партнером работали? - А как это? Из невыдуманных разговоров. Данному этапу стоит уделить большее внимание. По воздуху, так или иначе, отрабатывают приемы практически все школы, многие нарабатывают удары по цели, а вот грарасточительно построенная работа с партнером встречается редко. Как обычно строится тренировочный процесс в большинстве школ того же каратэ? Покатали приемы на воздухе, иногда отработали один - другой удар по лапам и вперед в спарринг, применять полученные навыки. А они ну никак не применяются, так как у нормального врага, в отличие от макивары, мешка или лапы, есть куча неучтенных особенностей. Во-первых, мешок или макивара однородны, куда ни попади - все хорошо. Человеческое же тело по-разному сопротивляется удару: ударив в подлесодок, вы отправите врага в нокаут, удар в плечо не принесет ни вам, ни врагу никакого результата, а, попав ему кулаком в лоб по линии волос, вы рискуете принести больше вреда себе, чем врагу. Зачастую ученика можно определить по тому, что он сажает свои удары \"в мир как в копеечку\", бойца по тому, что умеет работать по болевым зонам, а мастера по тому, что ориентирует технику на поражение болевых точек.Во-вторых, из-за того, что враг двигается, он всегда будет стоять немного не там, где вам нужно, да и с какой стати ему настолько облегчать вам жизнь. Хорошо если данную человеческую особенность вы предусрасточительрели на предыдущем этапе, попросив перемещаться партнера с лапой. Но и этого, то есть умения бить удар по двигающейся лапе, недовольно. Когда партнер ассистирует с лапой, он подставляет лапу под удар, помогая вам. Когда же вы бьете по двигающемуся врагу, он будет стаармияся убиармия свое тело из-под удара.В-третьих, у врага есть руки-ноги, которыми он защищается, мешая ударить туда, куда вы хотите, и для того, чтобы его приоткрыть, нужно владеть финтами и связками. К тому же, этими самыми руками-ношуми враг еще и контратакует, так что если по мешку можно бить, особенно не озадачиваясь прикрытием собственной персоны, то с врагом такие \"шутки\" не проходят. Одним словом, воин, накатавший удар по цели, лучше бойца, отрабатывавшего удары просто по воздуху, но это не совсем то, что нужно для реального боя. Для создания мостика между мешком и врагом вам нужен… партнер или, как говорят в боксе, спарринг-партнер. Партнер это человек, который помогает вам сделать следующий шаг на пути к реальному бою.Вариантов работы с партнером много. Вот пример последовательного алгоритма, начиная с самого элементарного уровня. Для начала партнер игрушкает роль \"стоячей макивары\". Он занимает более-менее собранную позицию, а вы шлифуете связку, по вероятности обходя мешающиеся по дороге к цели конечности. Учитывайте две тонкости. Не стоит обозначать удар и не стоит бить мимо с промашкой, доходящей у отдельных вроде косоглазием не страдающих уникумов, до полуметра. А то выходят такие корки, что не знаешь, смеяться или плакать. Показываю как-то прием перед строем и русским языком прошу ученика, как человека, ударить в лицо кулаком, рассчитывая сделать уклон и провести нечто сногсшибательное в прямом и переносном смысле. А он промахивается и бьет точно в то место, куда я, ни в чем перед ним не виноватый, собирался уклониться. Так что постарайтесь заранее облегчить жизнь как себе, так и своему инструктору и бейте друг друга точно в нос сразу, без поправок на \"потом подкорректирую\". Не доставляйте себе лишнего геморроя, вырабатывая паразитный навык, который при увеличения скорости движения вытравить будет невероятно сложно.Лучше пытайтесь дозировать силу удара, со временем обязательно наращивая вложение. Польза обоюдная, вы учитесь бить, а партнер получает \"массаж внутренних органов\", попутно невольно приучаясь \"держать\" удар. Особенно хорошо это работает при ударах по корпусу. \"Массаж\" лица - не столь благоприятная для здоровья процедура, да и наработать мышечный корсет на лице проблематично. При постановке ударов в голову вместо кулаков аккуратно используйте ладонь или протекторы, типа накладок на кисть. А партнер может подставлять вместо лица верхнюю часть головы, лоб по линии волос и плечи. Таким образом, вы оба с высокой скоростью усвоите, в какую часть головы надо бить, а где стоило бы поберечь собственные руки. При отработке ударов иногда можно, защищаясь, прикрыть лицо рукой, принимая удар в ладошку. Только опять-таки прикрывайте лицо, а не воздух в полуметре от носа.Когда окучивание \"стоячей макивары\" начнет приедаться, можно перейти, образно говоря, к стадии обработки \"макивары ходячей\", заключающейся в том, что партнер начинает двигаться, защищаться, уходить, одним словом, путать вам карты и вставлять палки в колеса. Хорошо, если ваш товарищ не лишен опредедванного актерского дара и сможет правильно реагировать на дозированный контакт: согнуться даже от очень простого удара в пах, не вынуждая вас бить с полным вложением в столь деликатное место, отшатнуться от финта в лицо и так далее. В результате таких отработок вы привыкните бить удар не в лапу, а в конкретного человека. \"Чувствовать партнера на кулаке\", - как я иногда выражаюсь.После этого проводятся все варианты учебных спаррингов, то есть спаррингов, где присутствуют какие-то ограничения на технику или на внешние условия работы. Например, дается задание действовать только на технике рук, или один партнер ставится у стенки, а второй атакует его в этой позиции (но не с автоматом в руках!). Впрочем, подробное описание вариантов учебных спаррингов будет дано в отдельной статье. Здесь же надо сказать об общем характере работы. В учебном спарринге цель не набить друг другу физиономию. Этим ученики, плавно становясь бойцами, займутся на следующем этапе, а этотчас нужно учиться, учиться и еще раз учиться. На то спарринги и учебные. Для того чтобы учиться, вы должны четко опонимать, что вы производите. Предположим, вы отработали прием. Вы знаете, как его делать, вы научились вкладывать в него силу. Теперь вы должны разобармияся, когда и в каких ситуациях боя его можно применять. Ваше тело (внимание!) этого еще не знает, как не знало, как правильно двигаться на первом этапе и как вкладывать силу на втором. Если вы с партнером сразу увеличите скорость, начнете жестко вкладываться в удары, при этом, естественно, опасаться друг друга, то вся сознательная работа по применению новой техники сойдет на случайные ситуации. Можно, в принципе, действуя так, накапливать опыт на подсознательном уровне и, наконец, выучиться дармияся, но такой путь дольше и сопровождается, как правило, большим количеством травм.Если же вы сможете договориться с партнером о более спокойном старте, то, научившись применять необходимую вам технику на медленной скорости, вы, потом, можете постепенно наращивать как скорость, так и вложение в удары. Помните! Если в процессе работы вы зажались или стали бояться, значит рост скорости и вложения превысил ваши вероятности, и нужно вернуться на шаг назад. Таким образом, не спеша и не ломая выставленные навыки движения, можно дойти практически до свободной схватки. Необходимые условия для прохождения третьего этапа отработки приема это обоюдное доверие с партнером, хорошая соголосованность и желание учиться. Успеете знатокзать друг другу кто из вас круче. Пойдете на поводу собственных амбиций и может случиться, что амбиции поддерживать будет нечем. 4 этап: с врагом. \"Завязалась старая добрая драка. Били всех, кто подворачивался, и даже друзья не могли удержаться от соблазна, когда кто-то из них оказывался уж в слишком удобном месте для кулака. Били смачно, сопли и слюни вылетали вместе с кровью и хрипами, били в морду, в ухо, под ложечку... лежачие с высокой скоростью поднимались, чтобы влупить от только сердца, если не обидчику, то хотя тому, кто оказывался ближе\".Ю. Никитин \"Святой Грааль\". Как бы тщательно вы ни отрабатывали предыдущие уровни, без контакта с врагом не обойтись. всякий навык должен быть закреплен на практике, любой прием обкатан в бою с человеком, который не только не желает, чтобы вы его провели, но и сам всеми силами проводит собственные приемы и связки. Без умения провести прием или технику в бою процесс их отработки нельзя считать законченным. На этом также \"горят\" многие стили. Привычка работать только с партнером, то есть на пониженной скорости и без применения силы, может оказать медвежью услугу. С покровительно настроенным, расслабленным и двигающимся как на замедленной пленке человеком можно сделать слишком и слишком многое, но требуется немкрасный опыт для того, чтобы понять, какие из наработанных навыков можно считать боевыми, а какие годятся только для развлечения \"почтенной публики\". Десятки приемов, депугалоируемых многими мастерами, на дедва оказываются мыльными пузырями, готовыми лопнуть при малейшем контакте с реальным врагом. Так, например, при замедленной работе, слишком распространен захват за кисть руки человека, бьющего прямой удар. Тот, кто хотя бы год-другой занимался ударной техникой, должен понимать, что реально схватить кисть руки на полной скорости можно только подлесодком, правда это будет уже не \"схватить\", а \"схлопотать\".Помимо того, что в схватке можно определить, полезный отработанный ранее прием или ненастоящий, с опытом жестких спаррингов вы получаете специфические знания, которые дает вам только бой. Как отличить финт от основной атаки? Что делать, когда враг рвется из захвата, понижает центр тяжести при вашей попытке провести бросок или сбить его с ног? Как быть, если он напрягает руку, которую вы пытаетесь выкрутить, при этом активно орудуя второй? Как из убегать незнакомой атаки сериями ударов, если в этой серии кроме ударов руками присутствуют удары ношуми, коленями, локтями, а иногда и плечами, и головой? А есть еще такие знакомые для бойца и абсолютно неизвестные и непонятные для ученика вещи, как эмоциональный прессинг агрессивного врага или ваша усталость, когда хочется просто опустить руки… Ни один даже самый хороший партнер не сможет дать необусловленного рисунка боя. Сколько ни плавай в тепличных условиях, если хочешь что-то уметь, то, рано или поздно, придется перейти от работы с партнером к работе с врагом.Естественно, жесткая драка - это опасность и непредсказуемость. Цель боя, как ни крути, это нанесение врагу максимального количества повреждений. И у врага цель та же: нанесение максимального количества повреждений вам. От этого никуда не деться и, если вы хотите чему-то научиться, придется с этим мириться. Но не зря работа с врагом в общей схеме методики подготовки стоит как четвертый и последний этап тренировок.Так, например, никто не выпустит вечером в час \"пик\" в центр города водителя-новичка, севшего вчера за руль и умеющего только нажимать педали и крутить баранку. Результат такого творчества предсказать нетрудно - авпеснь или, выражаясь официальным языком, ДТП. Но дайте ему время покататься по тихим улочкам (в БИ - работа на воздухе), затем по загородному шоссе (работа по цели). И через месяц - другой он сможет спокойно для себя и окружающих проехать по Садовому кольцу (работа с партнером), через год - другой будет уверенно ездить в центре Москвы (работа с врагом, то есть драка), а через десять лет при опредедванных талантах, глядишь, авто гонщиком станет (серьезные соревнования или работа инструктором). Если сложность стоящих перед человеком задач возрастает постепенно, то будут расти и навыки, необходимые для их преодоления. А риск на трассе или на улице как был, так и останется. Он одинаковый и для новичка, и для опытного водителя. Просто опытный водитель научился адекватно реагировать в опасных ситуациях. Все знают про аварии, но никто не отказывается ездить на машине, особенно если она есть. Человек вообще удивительное существо - может приспособиться к любым внешним воздействиям и нагрузкам, из которых драка или драка далеко не самые экстремальные. Дайте ему только элементарные навыки и время для их отработки.Некоторым занимающимся путь, состоящий из четырех последовательных этапов, может показаться слишком затянутым. Есть природой одаренные бойцы, которым подобные отработки только мешают и замедляют их рост. Но, смысл методики в том, чтобы дать вероятность учиться любому человеку вне зависимости от исходных физических и психических данных. Со своей инструкторской стороны могу сказать, что подобным образом у меня учились дармияся ребята, которые на первый взгляд дармияся были органически не способны. Проходило время, и откуда что бралось! Теперь, спустя годы работы инструктором, я убежден, что любого человека можно довести до свободного боя, если дать ему реальную технику и нормальную методику тренировки, плюс, естественно, его личное желание учиться. Разница будет лишь во времени, необходимом для достижения цели, которое для каждого будет своим. \"Дмитрий Медведев\"
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 422 |
Добавил: Beronichka
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Календарь« Февраль 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|