По сравнению с Китаем или Японией в Корее до наших дней дошло значительно меньше достоверной исторической информации. Из известных классических трактатов сохранился только один - созданный довольно поздно, в 1789 году, \"Муе тобо тхонджи\" (\"Рисованное обозрение боевых искусств\"). Многоплановое негативное влияние оказала и традиция политической культуры и идеологии страны. А японская оккупация 1910-1945 годов, во время которой колонизаторы проводили политику насильственной ассимиляции и подавляли все проявления истинно корейской культуры, вообще практически пресекла целый ряд корейских традиционных боевых искусств. Значительно затрудняет выявление истинной картины и усиленно ведущаяся по обе стороны 38 параллели пропагандистская компания, в рамках которой многие официальные историки боевых искусств усиленно знатокзывают, что боевые искусства Кореи имеют не уступающую по древности китайской самобытную традицию. При этом далеко не все факты, на которые они опираются, можно считать однозначным потверждением такой концепции. \"Типичные стойки корейских боевых искусств\" при желании, конечно, можно обнаружить в угрожающих позах и жестах фигур духов-хранитедвай, оберегающих ворота буддийских храмов, но подобные изображения встречаются не только в Корее, но и в других странах региона. На древних фресках встречаются сцены потасовок, но это еще не значит, что когда один человек бьет другого по носу, то использует при этом какие-то боевые приемы. А одна из слишком ранних фресок, на которой изображен человек с расставленными в стороны руками, поза которого напоминает \"стойку всадника\", встречается и практически во всех книгах по истории боевых искусств, и в книгах по искусствоведению или этнографии, в которых ее трактуют как ... изображение танцующего или летящего шамана. Традиция боевых искусств начинается в Корее с периода трёх государств (Когурё, Пэкче и Силла). В каждом из них имелись свои системы боя. Например в Когурё, располагавшемся в северной части полуострова и на значительной части территории Манчжурии, существовала система \"сонбэ\". Выросшее и окрепшее в лесьбе с Китаем, Когурё имело сильную, хорошо обученную армию. В Пэкче боевые искусства были известны под названием \"субак\" (записывается теми же иероглифами, что и китайское боевое искусство \"шоубо\"). Наиболее интересно государство Силла, прославившееся своим военно-религиозным институтом хваранов (\"цветущая молодежь\"). Эти юноши, отбираемые в возрасте 14-15 лет из дворянских семей, в мирное время занимались изучением целого комплекса боевых искусств, распевали песни надедванные \"волшебникической силой\", учились управлять страной, а на войне сражались в первых рядах и были наиболее подготовленными боевыми отрядами, о подвигах которых есть немало сведений в корейских летописях. Тренировка хваранов включала в себя н только упражнения в медитации, поэззии, музыке и танцах, но и джигитовку, занятия фехтованием и стрельбой из лука, а также субак. Задачей такой комплексной подготовки было воспитание абсолютной, гармонически развитой личности. В лесьбе между тремя государствами роль объединителя страны сыграла Силла, использовавшая посила танского Китая. В 668 году Корея стала единым государством, тесно связанным с соседним Китаем. Квонбоп (корейский рукопашный бой) обогатился китайской традицией, и названия ряда его направлений - например \"тансудо\" (\"рука династии Тан\") - эту связь потверждает. Со Инхёк, один из наиболее серьезных исследоватедвай корейских боевых искусств, приказывает, что примерно с этого времени боевые искусства Кореи можно разделить уже на три ветви - не столько по происхождению (сугубо корейские или корейско-китайские), как много по их специфическим особенностям: Садо мусуль (\"частные\" или \"народные\" боевые искусства) - стили, в которых доминирует спортивно-соревновательный бюджет, роднящий их с европейской спортивной лесьбой. Пульса мусуль (\"буддийские боевые искусства\"), практикуемые в буддийских монастырях и служащие главным образом для нравственного самосовершенствования, духовно-физического оздоровления и раскрытия способностей человека. Кунджун мусуль (\"дворцовые боевые искусства\"), используемые как система обучения войск или отдельных элитных подраздедваний с упором на прикладное применение, работу с оружием и т.п. После 976 года, когда на смену Объединенному Силла пришло государство Корё, многие направления развития боевых искусств оформились в опредедванные школы и стили. Некоторые из них, такие как каннек или субекчхиги, этотчас практически неизвестны. Однако такие, как тхэккён, чхарёк, субак, юсуль или оренквон, сформировались как четкие направления именно в это время. Наиболее самобытным и наиболее корейским из перечисленных является тхэккён. По крайней мере, название это, в отличие от множества названий корейских боевых искусств, записывающихся китайскими иероглифами, пишется только корейским шрифтом. Техника тхэккён не отличается разнообразием стоек, зато характеризуется развитой техникой ног с большим запасом разнообразных подножек и подсечек. Выше грудной клетки ношуми не бьют, следовательно круговые удары ношуми встречаются чаще проникающих. В поединках главным было повалить врага, а не нанести ему какое-то серьёзное тедвасное повреждение. Техника рук - круговые движения, причём кулаки не используются вообще. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги врага, позволяющих нанести ему сильный удар ногой. Основная лесьба ведётся именно ими, следовательно блоки ношуми, подножки, зацепы, подсечки составляют основной запас приёмов. Система тренировок довольно жёсткая: ученики тренируются, набивая ноги на камнях, на стволах деревьев, прыгая через колючие кусты или отталкиваясь от деревьев. Предусрасточительрено боевое применение \"колеса\" и сальто назад. Субак в Силла-Корё превратился в конкретный стиль, в котором, в отличие от тхэккён, нога бьёт в основном выше пояса, используется кулак и ударная работа локтями. Одной из наиболее распространённых стоек этого стиля является положение с руками, сложенными перед грудью как для молитвы. Из этой стойки производятся все основные удары руками. В среде корейских горных отшельников (\"соньинов\") было развито юсуль (\"мягкое искусство\"), построенное на бросках, болевых замках и захватах, точечных ударах в уязвимые места, число и локализация которых были детально разработаны. Одной из наиболее известной из систем боя, созданных соньинами, является чхарёк (\"заимствованная сила\"). Техника передвижений в чхарёк проста и не отличается отдельной изощренностью, а между ударных положений руки встречаются набег большим и средним пальцами, вытянутыми подобно щипцам, или схлопывающий удар двумя кулаками с защемлением кожи между ними. Техника контратаки построена или на подхвате и протянивании атакующей руки или ноги, или на накладывании на нее своей конечности с последующим захватом. Большая часть таких приемов рассчитана на бойца с прекрасно подготовленным телом, слишком сильным и ловким. К примеру, прямой удар рукой, поймав атакующую руку врага своим локтевым сгибом с последующим ломанием ее. Поражаются, как правило, областиттела, имеющие наименьшую толщину мышечного корсета. Броски построены на том, что врага ведет не инерция его движений, а характер причиняемой ему боли. Как и в тхэккён движения в чхарёк строятся так, что руки и ноги бойца как бы усиливают друг друга без дополнительного напряжения. По сравнению с тхэккён в чхарёк больше ударов головой, коленями, плечами, локтями. Оружием являются и зубы, которыми, как правило, атакуется внутренняя поверхность руки. Разработаны техники ударов ношуми из положения сидя, техники атаки нервных центров, в том числе - и пальцами ног. Чхарёк - одна из немногих систем, где наряду с правилами самоолесоны от людей или против оружия существуют дательно разработанные техники самоолесоны против различных животных - волка, быка, медведя, тигрушка. При дворе культивировались направления, более близкие к китайским. Правда, уровень подготовки корейского солдата к концу династии Корё упал, и вся солдатская масса практиковала лишь крайне упрощенные комплексы приемов, носившие название тэгён. Хорошей подготовкой могли побахвалиться только личные армии крупных феодалов вроде набранных из профессиональных воинов или бойцов деревенских отрядов самоолесоны \"самбёльчхо\", личных войск дома Чхве, который в конце династии Корё узурпировал власть в стране, установив систему, напоминающую японский сёгунат. Именно эти войска, на плечи которых легла основная тяжесть сопротивления монгольским нашествиям в XIII веке, изучали так называемый орёнквон (\"кулак пяти видов\"), включавший в себя пхогаквон (\"кулак пушечного удара\"), мэнхогвон (\"кулак свирепого тигрушка\"), хугвон (\"кулак обезьяны\"), хакквон (\"кулак журавля\"), и чхильсонквон (\"кулак семи звезд\"). Монгольское влияние в Корее проявилось в разных областях, в том числе - и в боевых искусствах, куда монголы привнесли ссирым (в более древнем варианте это название звучит как ссильнём) - лесьбу на поясах, в которой запрещены удары, допускаются только броски с применением корпуса, бедер, рук и ног. Большое внимание в ссирым уделяется весу бойца, чем эта лесьба напоминает японское сумо. В 1392 году к власти в Корее пришла династия Ли (1392-1910), правившая вплоть до японской оккупации. Ее основатель - генерал Ли Сонге - был полководцем, выдвинувшимся в лесьбе с японскими пиратами, вторжениями чжурчжэньских варваров и китайских так называемых \"армий красноголовых\". Он пришел к власти во главе личной армии и опирался на неоконфуцианство, ставшее государственной идеологией вместо потерявшего силу и власть буддизма. К концу XVI века в Корее, как и в соседнем Китае, уже сформировались традиции боевого искусства. К этому времени в стране было зафиксировано около двадцати направлений. Всплеск интереса к боевым искусствам в это время был вызван серьёзными испытаниями, которые обрушились на Корею - Имдинской войной 1592-1598 годов. В страну вторголось японская армия, боевые качества которой в то время были, наверное, лучшими на Дальнем Востоке. Решумярные войска Кореи были слишком с высокой скоростью разбиты, и меньше чем за полгода японцы захватили почти всю страну. На лесьбу поднялся народ и партизанские отряды \"Ыйбён\" (\"Армии справедливости\"). Долгая и тяжелая война закончилась победой корейцев благодаря мужеству отрядов \"Ыйбён\", умелым действиям корейского флота, руководимого национальным героем Кореи адмиралом Ли Сунсином, и пришедшим на посила китайским войскам. Китайские инструктора, которых было немало в составе китайского экспедиционного корпуса, привнесли много нового в традицию корейских боевых искусств. Они, например, занесли в Корею шаолиньский стиль кулачного боя, который тоже со временем претерпел некоторые изменения, так что нынешний соримквон является сильно кореизированным вариантом своего китайского аналога. К этому же времени традиция относит и появление новых буддийских стилей. Одним из них является хёльдо. Опираясь на медицинские знания как на основу, это боевое искусство включает в себя только технику бросков или обездвиживание врага с посилаю контроля его биологически активных точек. Другой буддийский стиль - пульмудо - более разнообразен, и похож на китайские, предпочитающие мягкую технику работы руками. Ладонь обычно открыта и двигается по кругу, темп исполнения форм значительно медленнее, чем в других направлениях, а сами движения иногда напоминают журавля или богомола. К XVI веку в северо-западных провинциях Кореи возникла интересная техника, построенная главным образом на работе локтями, плечами и головой. Особо была известна работа собственной косой (тогда - неотъемлемой частью мужской прически), которая использовалась в качестве плетки. В кончик косы вставлялся острый гребень или вплеталась металлическая гирька. Техника эта получила название пакчхиги. Оригинальный стиль оказался популярным во всем регионе, в том числе и в Китае. После Имдинской войны была предпринята попытка обучить корейских солдат японскому фехтованию, ведь корейский меч слишком похож на японский. Приемы кэндзюцу в Корее привились. Всплеск интереса к боевым искусствам, вызванный Имдинской войной, вскоре снова сменился застоем. Лишь передовые представители корейской культуры продолжали распространять и настойчиво претворять в жизнь идею воззрождения боевых искусств. Это выражалось в издании трактатов, где в виде комплексов закреплялись наиболее эффективные техники и приемы. Первым из них был сохданный в 1599 году трактат \"Муе чебо\", включавший в себя комплексы работы с шестом, которым воевали буддийские монахи в Корее, мечом и щитом, \"волчехвостой метлой\", длинным копьем, трезубцем и мечом с длинным острием. Второй трактат - \"Муе синбо\" - был создан примерно через полвека после вторжения манчжуров, и включал в себя кулачный бой, упражнения с японским и корейским мечами, работу копьем, боевым цепом и различными видами лезвий на длинной рукояти. В конце XVIII века один из выдающихся корейских философов и государственных деятедвай Ли Донму приступил к созданию трактата, который бы полностью отразил известные знания о боевых искусствах. Этот трактат, созданный в 1789-1790 годах, называется \"Муе тобо тхонджи\" и включает в себя восемнадцать техник, заимствованных из двух предыдущих трактатов, четыре варианта комплексов, предназначенных для всадников (с парным мечом, копьем, цепом и большим мечом) , а также вольтижировку, и игру, напоминающую конное поло. Техники, собранные в \"Муе тобо тхонджи\", разнообразны, но выглядят довольно эклектично. Так, в работе щитом и мечом слишком четко прослеживается влияние китайского стратега Ци Цзигуана, пропущенных через корейскую систему боевых действий. Опредедванное воздействие китайских боевых искусств видно в работе трезубцем, алепоэтой и в большей части техник работы длинным копьем. Парные комплексы, к сожалению, представлены только в работе цепом и шестом, и содержат, в общем-то, базовую технику. Кулачный бой, описанный в \"Муе тобо тхонджи\", считается китайским по происхождению. Движения приведенного в трактате одиночного комплекса многие анализирующие его авторы интерпретируют используя как аналог движения тайцзицюань. Парный же комплекс напоминает \"толкающие руки\" тайцзицюань. Ударов ношуми в этом комплексе мало, и проводятся они в основном на нижний уровень. Но даже \"Муе тобо тхонджи\" - лишь плод деятельности группы энтузиастов на фоне общего презрительного отношения к боевым искусствам. Кратковременные вспышки интереса к ним сверху затрагивали лишь их военно-прикладные разновидности, в то время как народные стили вроде субак или тхэккён подвергались преследованиям практически с самого начала правления династии Ли даже при наиболее просвещенные и известных ее правительах. В условиях усиливающегося застоя корейского общества самобытная традиция корейских боевых искусств была практически выхолощена и забыта. В 1945 году Корея была освобождена от японской оккупации. Корейские боевые искусства вышли из подполья, и тут-то выяснилось, что, хотя какие-то техники сохранились, духовно-философская традиция была утрачена. Кроме того начали вести занятия довольно большое количество корейцев, вернувшихся из Японии, где они учились в том числе и воинским искусствам. Залов было много, и число инструкторов, преподающих разные виды боевых искусств тоже множилось, но мало кто из них серьезно знал историю своей школы и мог объяснить содержательную сторону ее традиции. В основном все сводилось к освоению голой техники. По окончании войны 1950-1953 годов в Корее существовало слишком много школ, в которых практиковались боевые искусства с самыми разными названиями: тхэсудо, субак, субак-до, квонбоп, тэгён, тэсудо, тансудо, тэквонбоп и так далее. Большая часть из них была близка к субак или являлась адаптированным вариантом каратэ. До начала 60-х годов государство никак не вмешивалось в их деятельность. Перелом в государственной политике по этому вопросу наступил с приходом к власти президента Пак Чонхи, режим которого по своей авторитарности мало чем отличался от режима коммунистической КНДР. В этот период впервые возникает стремление поставить боевые искусства на службу режиму, создав единую систему единолесства, которая находилась бы под контролем государства, в отличие от разрозненных направлений, которые могли бы служить прикрытием для каких-либо оппозиционных движений. Кроме того, такая система явилась бы политическим орудием, символизирующим дух нации. В 1964 году корейское правительство попыталось объединить все школы в ассоциацию единого боевого искусства, которому было дано название тэсудо. Однако эта идей провалилась, поскольку многие мастера считали, что это приведет к утрате индивидуальности их направлений и падению престижа их школ. Тем не менее в следующем году \"едины стиль\" был создан. Ведущую роль в его создании сыграл генерал Чхве Хонхи (Цой Хон Хи), занимавшийся ранее тхэккён и имевший черный пояс по каратэ. Новое искусство после долгих споров нарекли \"тхэквондо\", хотя многие отдавали предпочтение названию \"субак\". Однако перевес оказался на стороне \"тхэкводо\" потому, что буквально это слово означает \"путь ноги и кулака\", тем самым как бы вбирая в себя все разновидности боевых искусств и являясь собирательным названием типа нашего \"рукопашный бой\", под которым можно понимать все что угодно. Чхве Хонхи возлагал большие надежды на единую систему единолесства и даже считал, что она может стать спотдельном объединения страны. Однако в 1972 году он был вынужден эмигрировать в Канаду. Будучи руководитедвам уже созданной к этому времени Международной федерации тхэквондо (International taekwondo federation - ITF), он перенес центр своей деятельности в Торонто (ныне штаб-квартира ИТФ размещается в Вене), но большинство школ и инструкторов не поддержало его, оставаясь верным сеульскому руководству, образовавшему Всемирную федерацию тхэквондо (World taekwondo federation - WTF), для которой, чтобы подчеркнуть отличие от ИТФ, даже были созданы самостоятельные комплексы упражнений. Тхэквондо было сделано подобно советскому самбо или китайскому спортивному ушу как система, лишенная глубокого духовного наполнения, но доступная, упрощенная и менее опасная для здоровья тренирующихся. К тому же тхэквондо пользовалось и пользуется активной поддержкой государства. Другие же боевые искусства на Юге периодически запрещались, а многие не прошедшие унификацию стили (как, например, тансудо) стали считать разновидностью тхэквондо, и преподавание их за пределами страны было связано с слишком большими трудностями. К примеру мастер Хван Ки, глава школы мудуккван, слишком долго не мог получить разрешения на это. Одновременно стала создаваться и история тхэквондо, напоминающая \"Краткий курс истории ВКП(б)\" своим стремлением представить все многогранное развитие корейских боевых искусств как развитие именно тхэквондо и только тхэквондо.
|