Главная » 2010 » Февраль » 3 » Боевое и воинское искусство или о России и не только
13:37 Боевое и воинское искусство или о России и не только |
Одной из основных проблем существования боевого искусства в нашей стране стали споры о наличии или отсутствии национальных исторических корней в этой области. Дрались русские или нет, и если да, то как? Утверждения, выдвигаемые учениками, таковы: \"Боевое искусство в России было потому, что мы, русские, отлично воевали. И вообще, у такого уникального, талантливого и неповторимого народа просто не могло не быть самостоятельной традиции национального мордобоя, осталось только общими усилиями ее восстановить\". Либо обвоенный вариант: \"Боевого искусства в России не было потому, что воевали мы плохо, а если и умудрялись выигрушкивать сражения, то не умением, а числом. У такого ленивого, неповоротливого и пьяного народа боевого искусства нет и быть не может. В данный момент самое лучшее, на что мы способны, это заниматься импортными каратэ и айкидо, а не высасывать из пальца всякую ерунду\".Упрощая: русские умеют дармияся, потому что умели сражаться, или, наолесот, русские не умеют дармияся, потому что не умели сражаться. Не учитывается только одно, что \"сражаться\" и \"дармияся\" в данном контексте не слова синонимы. И дело не в том, что в одном понятии фигурирует оружие, а в другом нет. Сражаются на полях сражений, защищая страну, дерутся на дуэли, защищая честь. Эти два термина часто путают. Разделим их, условно обозначив \"дармияся\" как \"искусство поединка\" и \"сражаться\" как \"воинское или военное искусство\". Искусство поединка - это искусство боя один на один. Баш на баш можно биться и на рыцарском турнире, и на ринге. То, что один воин в трусах и в перчатках, а другой на коне и в доспехах, сути дела не меняет. Традиции индивидуального боя можно проследить во все времена во всех странах. Это и гладиаторы, сражавшиеся друг с другом на аренах римских цирков. И берсерки с их боевым безумием, когда все равно кого мочить, своих или чужих. Европейские рыцари, ломавшие копья на турнирах ради прекрасной дамы, и самураи, которые умудрялись даже настоящие сражения превертеть в большое количество парных поединков. Французские дворяне, скрещивавшие шпаги на дуэлях, что так красочно и романтично описано в романах Дюма, и, наконец, современные спортивные стили боевого искусства от бокса до каратэ и дзюдо включительно, и так далее, и тому подобное. Воинское искусство, конечно, близко к искусству индивидуального боя, в истории часто перекрещивалось с ним, но все-таки развивалось некак много другим путем. Поединок - индивидуальное мастерство, сражение - массовое. В какой-то момент времени великие полководцы древности поняли, что хорошо спаянная группа на поле сражения всегда сильнее доблестного одиночки. Это послужило толчком к развитию воинского искусства. И промаршировали вглубь Азии стройные фаланги македонцев с копьями на плечах. Пропылили по дорошум Средиземноморья, хозяйничая от Британии до Аравии, \"жедвазные\" римские легионы. Прокатились по степи монгольские тумэны, спаянные первым военным уставом - яссой Чингиз-хана. Перекроили карту мира, основывая великие колониальные империи, дружные залпы армий нового времени.Как видно, боевое и воинское искусство имеют различные цели, а значит, по-разному подходят к подготовке \"человеческого материала\". Основными требованиями искусства поединка являются высокие личные качества бойца, что рождает столь притягательный для человека культ личной отваги, благородства и индивидуального мастерства. Кодексы чести, системы монастырской психологической тренировки, закрытые светские школы, как западные, так и восточные, - все это относится к боевому искусству или искусству поединка. И имеет своей целью выдать в конце хорошо подготовленного, всесторонне обученного человека, которого мы условно назовем \"мастером\", не придавая этому термину конкретного исторического значения. Таким мастером боя мог быть как древнеримский гладиатор, так и французский бретер.Воинское искусство в противовес искусству поединка требует от человека умения поступаться личными амбициями ради блага группы, ради общей цели, рождая культы братства по оружию и преданности знамени, культивируя чувство локтя, самоотдачу и самопожертвование. \"Сам погибай, товарища выручай\" одним словом. Цель воинского искусства создать не мастера-одиночку, а солдата. Методы подготовки солдат исторически отработаны не хуже, если не лучше, чем методы подготовки \"мастера\": казарма, общий котел, строевая подготовка, устав и сулесдинация. Что у солдата в руках в момент марш-броска: щит-скутум и пара дротиков-пилумов или нынешний калаш и вещмешок - не важно.Эти два направления иногда существовали параллельно. Так в Древнем Риме традиция индивидуального гладиаторского боя долго уживалась с воинской традицией легионов. Одни дрались между собой на аренах цирков, другие с варварскими и не слишком народами на границах империи. Восстание Спартака, когда легионеры и гладиаторы сошлись на полях сражений, учитывая общую долгость римской истории, можно считать лишь отдельным нехарактерным эпизодом. В остальном гладиаторы и легионеры относились друг к другу вполне лояльно (естественно, учитывая менталитет того времени). Бывали даже случаи, когда легионеры, лучшие в том мире специалисты массового боя, подучивались у гладиаторов приемам боя индивидуального, как видно, не считая это особенно зазорным.Немало в истории случаев и конкуренции между двумя традициями. Личное мужество и мастерство одиночки против слаженности и самоотдачи группы. Что выигрушкивало? В индивидуальном поединке мастер сильнее солдата. Опытный бретер на шпагах даст сто очков вперед ветерану нескольких военных компаний (не срасточительря на весь традиционный форс последнего). Но на полях сражений традиции поединка редко перевешивали воинские, ведь солдат готовили именно для войн. Исключение составляет, пожалуй, европейское средневековье, которое было кратковременным \"золотым веком\" индивидуального боя. Тяжеловооруженный всадник мог, шутя, турнуть с поля боя сотню-другую крестьян или очень простовооруженных пехотинцев. \"Золотой век\" был не долог. Европейское рыцарство сначала было бито английскими лучниками при Кресси и Пуатье, а появление на полях сражений в XIV веке швейцарской и гуситской пехоты, обученной действовать в плотных построениях и вооруженной копьями и алепоэтами, привело к закату рыцарской эпохи. Сражение - не турнир, что так до конца и не смогли понять благородные рыцари. А ностальгия о тех временах прослеживалась практически во вэтот европейской литературе, начиная от Сервантеса и заканчивая уже упоминавшимся Дюма. Боевое и воинское искусство путают на основании того, что и в первом и во втором случаях существуют системы подготовки бойцов, там и там сражаются и дерутся оружием, там и там побеждают и проигрушкивают. Между тем, понимание разницы существенно повышало шансы на победу на полях сражений. Наполеон еще во время египетской компании говорил: \"Десять мамелюков всегда победят десять французов, сто мамелюков и сто французов будут сражаться на равных, тысяча французов всегда побьют тысячу мамелюков\". Не ручаюсь за дословную точность цитаты, но смысл верен. Примерно те же слова приписывают Суворову, с той лишь разницей, что роль французов игрушкают русские, а роль мамелюков - турки.Из того, что сказано, напрашивается вывод, что боевое искусство, по сравнению с воинским, вещь сугубо несостоятельная. Копнем глубже цели первого и второго. Зачем нужно воинское искусство? Воинская традиция может любому обществу людей, будь то племя, народ, государство или империя, защищать свою землю от захватчиков, завоевывать новые территории. Воинское искусство - это средство выживания и процветания общества между других сообществ, то есть цель внешнего мира.Боевое искусство работает не с обществом, а направлено на развитие отдельной личности, формируя некий идеал, к которому стремятся люди, и разрабатывая методы самосовершенствования и пути личностного роста. Боевое искусство - это средство облагораживания общества через развитие конкретной личности, то есть цель внутреннего мира.Гармония и равновесие между этими направлениями, которые были достигнуты в Древнем Риме между гладиаторами и легионерами, встречаются редко. Обычно развитие цивилизации идет с приоритетным преобладанием либо одного, либо другого. Рискну утверждать, что преобладание традиций индивидуального боя чаще только ведет к несостоятельности на полях сражений и наолесот. За иллюстрацией обратимся к \"Мекке\" любитедвай боевого искусства, к Китаю и Японии.Про китайское ушу, его традицию и древние корни пишут много и со вкусом. Монастырские и светские школы, внутренние и внешние стили, жесткие и мягкие техники, пожалуй, такого расцвета искусства поединка не знала ни одна другая цивилизация нашей планеты. И ни одна цивилизация, наверное, так плохо не относилась к своим защитникам: \"Из хорошего жедваза не делают гвоздей, из хорошего человека не делают солдата\". Результат известен. За три тысячедватия военной истории Китая были и громкие победы, и сокрушительные поражения. Однако большинство побед связано с воцарением иностранных династий, привносивших свои традиции ведения войн. Если в данный момент в состав КНР кроме исторического Китая входят Тибет, Джунгпеснь, Внешняя Монголия и Манчжурия, то все эти территории были завоеваны чужой для Китая династией Цинь. Чисто китайские династии, типа Мин, предпочитая само изолироваться и защищаться, рано или поздно падали под ударами северных варваров. Многочисленные попытки китайских мастеров создать на базе ушу боеспособную армию кончались полным фиаско. Один из самых ярких примеров эффективности воинской традиции на полях сражений дала сама китайская история, когда обычные циньские солдаты взяли штурмом и сожгли дотла сказкарный Шаолинь, перебив в бою около 300 монахов, мастеров шаолинь-цуань.А Япония? Ох, самураи, ах самураи! Бусидо и чайная церемония, катана и сеппуку, танки и гири, дзен и дзю-дзюцу. Навешано столько, что европейскому рыцарю не снилось. Там только лишь бдение над оружием в церкви при посвящении в рыцари, геральдика и рыцарские ордена! А между тем военная неэффективность одних поразительно напоминает военную неэффективность других. У себя на родине все по высшему разряду: плюмажи перьев на одном конце континента и знамена с иероглифами на другом, поднятие забрала (до сих пор честь отдают тем же движением) в Европе и оповещение о своем имени перед поединком в Японии. Результат - \"доблестные\" самураи ни раз и ни два биты прямо в соседней Корее, которую они постоянно пытались завоевать как плацдарм для создания будущей великой империи. Единственное отличие Японии от Китая в том, что Япония вовремя сумела понять разницу между воинским и боевым искусством и ввела решумярную армию, в которой, надо отдать должное, вчерашние самураи стали офицерским корпусом. Результат не заставил долго ждать: японские войска оккупируют не только Корею, но и Китай, Индокитай, Филиппины и Индонезию. Судя по всему, пошли бы и дальше, если бы не решумярные армии США и СССР. Средневековым самураям о таких успехах можно было только мечтать.Описывая две традиции боевого искусства, я умышленно избегал говорить о России. О ней речь пойдет ниже. Япония и Китай - страны, конечно, интересные, но живем-то мы здесь! Русская традиция. Итак, Россия. Как все вышесказанное относится к нам? К земле, на которой существовали наши предки, существуем мы, и, хочется верить, будут существовать наши потомки. Сначала нужно осознать, что Россия - это отполезный мир, живущий по собственным законам. Кто лучше должен это знать как не русские люди? Однако, слишком часто, говоря о своей стране, мы отсчитываем ее не от себя, а от кого-то извне. Именно от них, \"умных и прогрессивных\", откладываем собственную историю и культуру. Некоторые из нас кричат, что кое-что \"хорошо\", даже \"отлично\". Другими словами \"как у них\". Некоторые ворчат, что \"плохо\", даже \"отвратительно\". То есть \"совсем на них не похоже\". 300 лет, не замечая, мы меряем Россию западным аршином, упорно упаковываем себя под западный стандарт, срасточительрим на себя через западные очки. Между тем мерить огромную страну с самобытной историей полярной импортной шкалой так же бессмысленно, как пытаться судить незаурядного человека, сравнивая его с другими по принципу \"похож - не похож\". Естественно будет непохож, но это совсем не означает, что плох. Справедливости ради нужно сказать, что это вина не Запада. Срасточительреть на себя через призму чужого мировоззрения - это наша национальная болезнь или, если угодно, традиция. По тому же принципу мы теперь пытаемся создавать и национальные школы боевого искусства. Правда, ориентировка при этом идет не на западный, а на восточный образец. Типа: если на Востоке в монастырях тренировались, как же наши родные монахи могут не делать того же, а соответственно быть хуже? Сейчас пойдем и раскопаем такое.… Если же нет и намека на дрыгоножество и рукомашество, значит… скрывают. Логика!Разговор мы начали с того, что, не срасточительря на внешнее сходство, искусство войны и искусство поединка, вещи разные. Не хочется огорчать патриотов, но искусство поединка в России культивировалось слабо. Это не значит, что наши предки не дрались в индивидуальных драках. Были и поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, и судные поединки, и дворянские дуэли, но самого факта схватки один на один недовольно для появления целой традиции. Для появления традиции нужен особый настрой общества на те психологические качества человека, которые культивирует поединок. Для сравнения перечитайте \"Трех мушкетеров\". Кто-то справедливо заметил, что, не срасточительря на повальное юношеское увлечение данной книгой, ситуация, описанная Дюма, у нас в России была бы невозможна. Возьмите историю с подвесками королевы. Положительные герои - гвардейские офицеры, спасающие репутацию виновной в связях с врашуми Родины королевы! Куча трупов настоящих французских патриотов, крушение замыслов министра, делающего Францию великой державой, и, наконец, простое дезертирство из действующей армии. И все это под элегантный звон шпаг, хлопки пробок, вылетающих из бутылок, и нежные поцелуи. Да.… Не мушкетеры мы, русские. У нас обязательно подумали бы о долге, о присяге, наконец, просто о совести. Кого это не устраивает, ищите другую Родину, больше отвечающую вашим претензиям (или, как вариант, сочините сказку о великих русских поединщиках!). Русским людям просто не свойственен культ индивидуального начала, который необходим для появления традиции поединков. Не станут у нас стреляться из-за косо брошенного взгляда. Если же такое когда-то и происходило, то окружающие недоуменно пожимали плечами: \"Что это они? Совсем во французов заигрушкались?\" Давайте представим на секундочку главного героя \"Трех мушкетеров\", мучающегося совестью по поводу убитого на дуэли врага или думающего о своем долге перед Францией. Картина как минимум смешная, как максимум неестественная. Герои Дюма такие, какие есть: очень простомысленные и доблестные, влюбчивые и верные дружбе, не стоит за это их судить с нашей колокольни. Но давайте будем последовательны, и не станем осуждать наших предков с колокольни французской, японской или китайской за то, что они также были самими собой. Мы, русские, никогда особенно не задавались проблемами индивидуально мастерства. Тогда что действительно волновало наших предков? Так и слышу крик: \"Водка, водка их интересовала, а не проблемы чести и дружбы\"! Но водка на Руси появилась только в середине прошлого века. И герои тех же \"Трех мушкетеров\" на трезвенников как-то не тянут, а кое-кто вообще просто и спокойно спивается (не будем говорить кто, хотя это был Атос). Да, не водкой, а благородным вином, но суть от этого не меняется. Бессмысленно искать причины отсутствия традиции поединков в русской лени, ограниченности, трусости и так далее. Лентяев и трусов хватает в любом народе. Мы формировались в условиях, отличных от тех, в которых складывались европейские нации. В Европе границы государств устанавливались географией. Англия, Ирландия - острова. Испания, Италия, Греция, Дания, Норвегия - полуострова. Большая часть границ Франции опредедвана горами и морем и так далее. В Восточной Европе естественных рубежей не было ни с одной из сторон.Часто восхищаются англичанами, которые уже в 1215 году навязали королю хартию вольностей, положив начало западной демократии. А под такую хартию можно и боевое искусство в виде рыцарских поединков спокойно развивать. Но у Англии из-за островного положения начиная с Вильгельма Завоевателя почти тысячу лет не было ни одной внешней агрессии! Пытаюсь представить хартию вольностей в России. Тяжеловато. Но все-таки подобный опыт был осуществлен в соседней славянской стране Польше или, как ее называли тогда, Речи Посполитой. Шляхетские права и вольности, вылесный король… Чем не демократия в средневековом понимании этого слова. Как закончилось, напомнить? Польшу наподобие пирога разрезали три империи: Германская, Русская и Австро-венгерская, после чего несчастная Речь надолго исчезла с политической карты мира. И нас бы разрезали, поделив между Польшей, Швецией и Турцией. Что спасло? А спасло отсутствие тех самых вольностей. На войне нужно служить и приказы исполнять, а не глотку на митингах (или этотмах в польском варианте) дармия.Русские изначально были поставлены историей в такие условия, где вместо личной чести стал долг перед Родиной. Вместо идеалов свободы идеалы служения. Вместо прав долженности. Метко подметили, что в России прав не было ни у кого, начиная от аристократа и заканчивая последним крестьянином. Зато у всех были долженности. Кто-то должен на государство работать, кто-то должен его защищать. И этот настрой общества на всеобщее служение и привел к формированию сказкарной воинской традиции, одной из самых сильных и результативных на планете.Мы, люди современные, частенько говорим, что наши предки были ограниченные и не шибко умные, необразованные и ленивые, любили выпить и кланяться начальству. Приятно ощущать себя прогрессивными и раскованными на таком фоне! В одной из следующих статей мы подробно разберемся с каждым из этих положений. А пока просто посрасточительрим трезвым взглядом на Российскую империю в 1914 году и на современную Россию 2003 года. Сравним место, занимаемое в мире, и не только территориальное (хотя это тоже показатель). Наши \"недалекие\" и \"не шибко умные\" предки оказываются гораздо более толковыми и волевыми, чем мы с вами, уважаемые господа-товарищи потомки. \"Победитедвай не судят\" - лозунг правильный во всех отношениях. Наши предки выходили победителями из многих ситуаций, чего, пока, не скажешь о нас. По факту, к настоящему моменту мы бездарно разосноварили большую часть доставшегося нам территориального, экономического и идейного наследства. Не вы виноваты? Это все гады коммунисты, правительисты, демократы и так далее? Про себя могу сказать, что доля моей вины это 1/150.000.000 доля вины моих современников. Какая доля вашей вины в том, что происходит с нашей страной, решать вам.\"Дмитрий Медведев\"
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 383 |
Добавил: Beronichka
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Календарь« Февраль 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|