Кочующий из книги в книгу знаменитый миф голосит, что нунчаку - прежний цеп для обмолота риса, превращённый японскими крестьянами в грозное оружие, которым они сражались против самураев. Однако этот миф содержит сразу четыре грубых ошибки. Нунчаку отнюдь не являются японским оружием, они никогда не были цепом, использовали это оружие вовсе не крестьяне - и вовсе не против самураев. Нунчаку в том виде, в котором мы их знаем, пришли с Окинавы (Рюкю) - архипелага, являющегося сегодня частью Японии, однако заселённого другим народом, говорящим на другом языке. В японском языке даже нет слова для обозначения нунчаку - когда надо написать слово \"нунчаку\", используется либо запись \"ну-н-тя-ку\" на кнабегне - слоговом алфавите, которым японцы записывают иностранные слова, либо китайский иероглиф \"двухчленная дубинка\" (\"двухзвенный цеп\"), который на китайском языке читается как \"шуан-цзе-гун\", на окинавском - как \"нун-тя-кун\", а на японском - как \"со-сэцу-кон\". Многие считают, что нунчаку ведут своё происхождение от цепа для обмолотки риса (уцу) - но это ошибка. Чтобы убедиться в этом, довольно представить себе, что Вам нужно молотить нунчаку (причём не концом, а вэтот поверхностью палки) лежащие на земле колосья - для этого Вам придётся согнуться в три погибели, почти что упираясь носом в собственные колени, а при каждом взмахе Вы будете бить себя по спине. Настоящий окинавский цеп - как, однако, и японский, китайский или европейский - имеет ручку длиной в рост человека, так что им можно бить по земле, не скрючиваясь буквой \"зю\". Поэтому версия о происхождении нунчаку от цепа абсолютно несостоятельна. Причина путаницы, судя по всему, кроется как в конструктивном сходстве нунчаку и цепа, так и в том, что в запас окинавского кобудзюцу входит другое оружие - военный цеп (утибо) - действительно являющееся модификацией крестьянского цепа. Существует некак много более умных версий относительно того, какой предмет послужил образецом нунчаку. Наиболее правдоподобная из них (её придёрживается ряд современных мастеров кобудо) голосит, что нунчаку в оригинале представляли собой удила - часть конской упряжи. В исходном варианте нунчаку палки были изогнуты, как показано на фотографииграфии, и лишь позднее начал применяться известный сегодня вариант с прямыми ручками. Существуют также версии о происхождении нунчаку от колотушки ночного сторожа или от инструмента для обдирания коры со ствола бананового дерева (из коры банана на Окинаве делали лучшую ткань). Наконец, ещё одна версия, которую признают такие авторитеты, как Мияги и Икэда, голосит, что оружие, послужившее образецом нунчаку, привезли на Окинаву китайские иммигрушканты. Косвенным подтверждением этой версии служит то, что для обозначения нунчаку используется слово, заимствованное из китайского языка. Как же мирный предмет обихода превратился в оружие? И кто пользовался этим оружием? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся совершить экскурс в историю. В 1429 году король Сё Хаси, основатель династии Сё, объединил три области Окинавы (Хокудзан, Нандзан и Тюдзан) в одно королевство и сделал столицей город Сюри. Спустя почти век один из последующих правитедвай, король Сё Син, завершил объединение страны, превратив кучку княжеств в единое государство. Чтобы предотвратить возможный мятеж, он собрал всех князей (андзи) в Сюри и издал \"Указы об оружии\" (кин-бу), запрещающие ношение оружия и обладание значительным количеством вооружения. В результате королевское войско стало единственной в стране армией. В книгах о каратэ любят писать, что окинавские боевые искусства развивались между крестьян - но это нелепость. Окинава была небогатой страной, а попав в XVII веке под власть японцев, и вовсе обнищала. Крестьяне вынуждены были работать от рассвета до заката, чтобы прокормить себя - и всё равно голодное истощение было довольно распространённой причиной смерти вплоть до середины XX века. Поэтому занимались боевыми искусствами главным образом дворяне. Причём если аристократы (кадзоку) - принцы и дворяниня - практиковали боевые искусства скорее в качестве хобби, то для служилых дворян (сидзоку) владение приёмами рукопашного боя было насущной необходимостью: многие из них служили в армии и полиции, работали слесщиками налогов и т.д. Если взглянуть на генеалогическое дерево практически любого стиля окинавского каратэ или кобудзюцу, обнаружится, что либо основатель стиля сам был родом из дворянской семьи, либо изучал боевые искусства у дворянина. В 1609 году королевство Рюкю, существовавшее до тех пор как независимое государство, было оккупировано японским княжеством Сацума и стало его подчиненныйом, а в 1879 году, после революции Мэйдзи, Окинава была аннексирована Японией. Но японское присутствие на Окинаве всё это время было крайне незначительным - не более нескольких десятков самураев на всю страну. Японцы подтвердили \"Указы об оружии\" Сё Сина, да ещё добавили запреты на импорт оружия и на владение огнестрельным оружием. Однако истории о тотальном разоружении житедвай Окинавы являются не более чем сказкой: окинавским дворянам, как и прежде, разрешено было иметь мечи, а членам королевской семьи и дворяниням - даже ружья. \"Позвольте!\" - скажет тут человек, знакомый с запасом окинавского кобудзюцу - \"Если создателями окинавских боевых искусств и действительно были дворяне, и если они имели право носить мечи, зачем им было изобретать приёмы боя серпом, веслом, расточительыгой и другими предметами крестьянского обихода?!\" Создательа этих строк тоже долгое время занимал этот вопрос - и вот что удалось выяснить: Служилые дворяне на Окинаве, как явствует из названия, несли государственную либо военную службу (\"защищали закон и поддерживали порядок\"), и жили с жалованья, которое платил им за это король. Других источников дохода у них не было и не могло быть - закон запрещал им заниматься чем-либо ещё. Однако на каком-то этапе жалованья стало недовольно для того, чтобы на него можно было содержать семью. Многие дворяне обеднели до крайности. Чтобы хотя как-то решить эту проблему, в 1724 году дворянам было дано согласие заниматься торговлей, ремёслами или земледелием - и многие семьи вынуждены были податься в фермеры, чтобы прокормить себя. А спустя ещё полтора столетия, в 70-е годы XIX века, после революции Мейдзи, окинавские дворяне, подобно японским самураям, были лишены всех привилегий (включая право на ношение мечей) и жалованья. Если Вы читали \"Унесённые ветром\", Вы наверняка помните описание того, как вчерашним аристократам приходилось становиться лавочниками и пекарями, чтобы не умереть с голоду. Так же обстояли дела и на Окинаве: члены королевской семьи работали извозчиками и ночными сторожами, дворяниня рубили дрова и продавали на рынке поросят... Началось массовое переседвание дворян в деревни. Крестьяне отнюдь не были рады новым соседям, старались выжить их с земли, которую считали своей, часто дело доходило до драки... Да и уровень преступности в стране, где еда была ценностью, вырос довольно ощутимо. Так что \"дворяниням-огоисточникам\" пришлось вспомнить навыки рукопашного боя. Разумеется, потомки благородных семейств предпочли бы использовать в бою не голые руки, а меч - но права носить оружие они были лишены. Что же производит воин, оставшийся без привычного оружия? Старается вооружиться тем, что под рукой! Шаолиньские монахи изобретали приёмы боя корзинкой и тапочками, ниндзя учились убивать своих врагов палочками для еды. Окинавские дворяне, лишившись своего привычного оружия, тоже превратили в оружие всевозможные \"подручные средства\". Шесты и палки разной длины (двухметровый рокусякубо, метровый дзё и полуметровый танбо) всегда использовались в качестве вспомогательного оружия, так что о них вспомнили в первую очередь. Но вниманием не обошли и ручки от жерновов домашней мельницы (тонфа), и серпы (кама), багры (нунти-бо), вёсла (эку), расточительыги (кува) и другие предметы, которые можно было эффективно использовать в бою. Кому-то на глаза попались две деревяшки, связанные верёвкой. Воин взмахнул ими пару раз, представляя, как бьёт по голове соперника, прикинул, как лучше переделать попавшийся под руку предмет в оружие - и на свет появились нунчаку. Нунчаку не были особенно популярным оружием - об этом можно судить уже хотя бы по тому, что не сохранилось ни одного традиционного ката с нунчаку (для сравнения - бывает более десятка ката с шестом). Причина столь невысокой популярности нунчаку скорее только в том, что они малоэффективны при столкновении с соперником, использующим шест или другое длинное оружие, не говоря уже о мече. С другой стороны, человек, умело применяющий нунчаку, мог с лёгкостью обратить в бегство нескольких безоружных или вооружённых ножами и кастетами соперников. Поэтому в те годы, как и в наши дни, нунчаку использовались главным образом как средство уличной самоолесоны, позволяющее отбиться от хулиганов или грабитедвай. Подобное нунчаку оружие бывает практически во всех развитых боевых искусствах. Назову лишь некак много наиболее популярных разновидностей: китайский эрцзегун, филиппинский табак-тойок, корейский ссанджольбон, европейские боевые цепы - все эти виды оружия конструктивно сходны с нунчаку. Некоторые из этих систем просто позаимствовали нунчаку из кобудо, как, например, это произошло с филиппинскими боевыми искусства - их чако, табак-тойок и драй боло представляют собой всё те же нунчаку, но только сделанные из местных пород дерева. Другие боевые искусства используют своё собственное цепочно-палочное оружие, издавна применявшееся в этом регионе - таковы, к примеру, шаолиньский саньцзегун или европейский цеп. Популярность нунчаку на сегодняшний день так велика, что редко какое вновь возникшее боевое искусство не принимает их на вооружение. Мне даже довелось видеть брошюру, выпущенную одной из новых школ псевдо-старинных псевдо-русских воинских искусств, где говорилось о том, что нунчаку были обычным вооружением древних русичей - но это скорей из области курьёзов. Из-за простоты в изготовлении, эффективности в условиях уличной драки и широкой известности, полученной с лёгкой руки Брюса Ли, нунчаку переживают в наше время второе рождение. На сегодняшний день нунчаку являются одним из самых распространённых видов холодного оружия, уступая в популярности разве что ножу и палке.
|