БО - шест (180 см.) ЯРИ - копьё, НАГИНАТА - алепоэта. ДЗЁ- палка (120 см.) ТАМБО - короткая палка. ТОНФА - видоизменённый рычаг от ручной мельницы. КАМА - серп. САЙ- трезубец. НУНТЯКУ - видоизменённый цеп для молотьбы риса. ХОДЗЁ - верёвка. КУСАРИ - длинная цепь с грузами на концах. ТЕССЕН- веер. СЮРИКЕН - метательное оружие. Бо-дзюцу Самым \"классическим\" из оружия кобудо, является бо. Бо (на Окинаве до сих пор используется старое название кон) - шест длиной 1800 мм, чаще только круглого сечения, выполненный из древесины твердой породы, которая хорошо держит удары и при этом не колется и не слоится. Лучше только для этой цели подходят бук и его разновидности. Точнее было бы сказать, что бо - это название целого ряда самых разнообразных шестов, используемых в кобудо. Так, например, существуют шесты другой длины, конусообразные, эллипсовидные и даже с рабочей поверхностью веслообразной формы (собственно говоря, это и есть весло). Правда, используются они гораздо реже описанного выше варианта. Бо-дзюцу по праву занимает привилегированное положение между направлений работы с оружием. И этому есть целый ряд объективных причин, благодаря которым с этого предмета начинают изучение кобудо. Во-первых, несрасточительря на простую и незамысловатую на первый взгляд техническую базу, она дает основные ключи к пониманию и освоению других видов оружия. Можно с точностью утверждать, что всякий, кто освоил (именно освоил, а не просто скопировал!) технику бо-дзюцу, сумеет освоить любой другой вид оружия, но не всякий, кто овладел каким-то другим предметом, сможет работать с бо. Это, так сказать, улица с односторонним движением. Простота техники бо-дзюцу только кажущаяся. На самом дедва это сложнейший и точнейший механизм взаимодействия положения в пространстве, времени, энергии, передвижения, расслабления и напряжения и еще доброго десятка разных параметров, которые, естественно, не видны невооруженным глазом. Во-вторых, благодаря своим качествам, с посилаю техники бо-дзюцу можно успешно противостоять любому холодному, кроме метательного, оружию. Даже знаменитому самурайскому мечу, который не способен с одного удара его перерубить. Людям, незнакомым с техникой шеста, кажется, что бо - громоздкое, неповоротливое и малоэффективное, особенно в ближнем бою, оружие. Безусловно, конструкция шеста максимально проста и он не производит впечатления грозного оружия. И однако заложенные в него вероятности (варьировать дистанцией, площадью воздействия и многократным усилением энергии удара) позволяют мастеру бо-дзюцу справляться с врагом. В-третьих, практика бо-дзюцу положительно воздействует на организм. Люди старшего поколения помнят, что в семидесятых годах по отечественному тедвавидению шли передачи утренней гимнастики, в которых нередко использовалась гимнастическая палка. Бо, конечно, не гимнастическая палка, но однако заставляет активно задействовать весь опорно-мышечный аппарат человека. Это лишь кажется, что в технике работы с шестом используются только руки. На самом дедва выполнение комплексов требует работы и ног, и туловища, и рук. Но самое главное, это эффект воздействия на внутренние органы. По своей сути шест является волноводом, своеобразным каналом, по которому может течь энергия. Зная взаимосвязи энергетических потенциалов в организме и умело используя \"внешний волновод\", можно активно влиять на те или иные внутренние органы. В запасе бо-дзюцу стиля Дзёсин-рю существуют ката, правильное выполнение которых благотворно воздействует на внутренние органы: легкие, печень, желудок и т. п. Естественно, эффект достигается не от однократного, а от систематического повторения этих комплексов. Раз уж речь зашла о стиле Дзёсин-рю, то нельзя обойти стороной одну слишком важную особенность этого направления. Речь идет о конструкции шеста. В стиле кобудо Дзёсин-рю, и только в нем одном, используются бо эллипсовидного сечения. Эта вроде бы незначительная деталь слишком важна. В технике владения шестом большое внимание уделяется правильной работе рук. Точнее - кистей. Все новички делают одну и ту же ошибку. Видя, как мастер легким и изящным движением выбивает шест из рук врага, они пытаются повторить это, вцепляясь в свой шест мертвой хваткой. В результате - отбитые руки и ничего больше. Со временем, конечно, приходит осознание того, что скорость и мощность выполнения техники зависят не от физических данных, а от правильного чередования расслабления и напряжения в нужный момент. И все-таки даже между людей с высоким уровнем квалификации существуют серьезные проблемы при работе с шестом. Секрет заключается в работе кистей рук. При работе с бо положение кистей в начальную, междууточную и конечную фазы движения определяет силу и направление воздействия, а также ударную нагрузку, испытываемую шестом. Из какого бы крепкого дерева он ни был изготовлен, всегда бывает предел сопротивляемости, выше которого происходит разрушение предмета. Во время поединка, в особенности с мастером высокого уровня, ударная нагрузка может достигать сотен килограммов на квадвоенный сантиметр. К тому же воздействие приходится не на всю плоскость оружия, а только на слишком маленькую поверхность, что еще больше усиливает эффект удара. Единственный выход из положения - \"растянуть\" площадь удара за счет скручивания шеста и принять его под углом к продольной оси предмета. Но и этого еще не довольно. Вслед за первым ударом последуют второй, третий, четвертый и так далее до тех пор, пока не будет допущена роковая ошибка в олесоне. Следовательно, после парирования первого удара нужно иметь вероятность выполнить свою контратаку до того, как враг нанесет следующий. А для этого необходимо, чтобы бо находился в удобной позиции для выполнения соответствующей техники. Вся эта работа проделывается исключительно за счет движений кистей рук. Доходчиво объяснить эти довольно сложные вещи на обыкновенном, круглом шесте непросто. Еще труднее правильно запомнить и отработать эту технику. Эллипсовидный же шест \"ставит\" руки на место слишком с высокой скоростью. Достаточно только уяснить принцип и уже не надо будет каждый раз запоминать, как должны располагаться руки в той или иной фазе движения. Кроме этого, подобное сечение может дополнительно усилить ударное воздействие и снизить ответное за счет использования эффекта эксцентрика. Более высокая эффективность эллипсовидного шеста, по сравнению с круглым, очевидна. Остается только удивляться тому, что за столь долгий период развития кобудо, только создателю стиля Дзёсин-рю пришла в голову эта идея. Пожалуй, это только еще раз подтверждает тот факт, что хороших бойцов может быть много, но великих мастеров - единицы. Так с чего же начинается изучение техники бо-дзюцу? Прежде только с фундаментального изучения основных, принятых в данной системе стоек и передвижений. На этом этапе ученику еще не дают в руки шест, и он практически ничем не отличается от начального этапа изучения каратэ. Вполне понятно, что новички стараются как можно быстрее пройти его, чтобы начать изучение настоящего (по их мнению) кобудо. А зря! В боевых искусствах нет второстепенных вещей, но изучение исходной базы особенно важно, так как тем самым закладывается фундамент для будущей техники. Если, скажем, на плохой фундамент поставить большой дом, то он рухнет. Это истина. То же самое происходит и в единолесствах. Мне ни разу не приходилось видеть ни одного мастера (в истинном понимании этого слова) с плохой базовой техникой. Зато нередко встречались \"специалисты\" с высокими степенями, более или менее красивой техникой, годящейся разве что только для фильм и показательных выступлений (да и то не всегда) и слабой базой. Никакая, даже самая виртуозная техника владения оружием не стоит ровным счетом ничего, если ее обладатель не научился твердо стоять на ногах, удерживать баланс и, что особенно важно, грарасточительно и кстати передвигаться. Если ученик не владеет базой стоек и передвижений, но уже пытается изучать работу с оружием, то это в первую очередь ошибка его инструктора, не сумевшего или не захотевшего объяснить ему необходимость и важность начального этапа. После освоения стоек и передвижений наступает очередь изучения основной техники работы непосредственно с бо. Это не менее важный этап, на котором закладываются основные принципы и навыки работы не только с шестом, но и с другими видами оружия. Овладеть им - значит получить вероятность с высокой скоростью продвигаться по ступенькам мастерства владения техникой работы с оружием. Мы уже говорили об этом, но это настолько важно, что позволим себе повториться. Почти все новички делают одну и ту же ошибку, сильно сжимая в руках свое оружие. Это нормальная, человеческая реакция, ведь хватательный рефлекс появляется у нас с рождения. При работе с оружием этот рефлекс тоже необходим, но не всегда, а только в опредедванный момент. Большую часть времени бо, однако, как и любой другой предмет, удерживается расслабленными руками. Это нужно для того, чтобы иметь вероятность оперативно управлять предметом, переводя его при необходимости из плоскости в плоскость, из состояния покоя в скоростное движение. Только расслабленные мышцы способны на сразуе сокращение. Напряженные же теряют это качество и уже не способны выполнить ту работу, которая от них требуется. Реальный бой с оружием сильно отличается от того, который мы привыкли видеть в многочисленных \"мордобойных\" боевиках. В фильм действуют законы жанра, по которым любая дечудовищеируемая техника должна быть прежде только зрелищной, эффектной. В реальном же бою важно удивить своего врага максимально с высокой скоростью и точно, затратив при этом минимум усилий. Невзирая на физические данные бойцов, которые могут и не отличаться богатырьическим сложением, во время боя оружие испытывает огромные ударные нагрузки. Сила и скорость их таковы, что мастер кобудо способен выбить оружие из рук своего менее тренированного врага раньше, чем тот сообразит, что произошло. Во избежание этого, в момент соприкосновения предметов руки и тело должны быть напряжены. Но только на то мгновение, когда происходит сам удар (или блок). Чередование напряжения и расслабления требует от учеников значительных усилий в освоении и доведении этого навыка до уровня рефлекса. Но и это еще не все. Следующим важным моментом является постановка правильной работы кистей рук. Об этом также уже шла речь. Но... Это \"но\" может перечеркнуть все наработанные навыки, а может, наолесот, максимально использовать их. Имя этому \"но\" - время. Не то время, которое нам показывают часы, а то, которое течет в период поединка. Измеряется оно не часами, не минутами и даже не секундами, а мгновениями. Мгновением раньше - и враг, разгадав ваш маневр, изменил свою атаку. Мгновением позже - и контрнабег бесполезна, так как враг уже поразил вас. Временной фактор - вещь слишком тонкая и деликатная. Этому нельзя научить кого угодно. Ученик должен быть готов физически и психологически к восприятию подобной информации. В сущности, все обучение боевым искусствам в конечном итоге сводится именно к искусству работы со временем и во времени. Яри-дзюцу и нагината-дзюцу Копье является одним из самых древних и распространенных видов оружия на земле. Его история восходит к периоду возникновения первых каменных орудий труда, и с тех пор копье многие сотни лет верой и правдой служило человеку как для охоты на животных, так и для выяснения отношений между собой. Давно замечено, что внешний вид оружия во многом отражает душу и характерные национальные черты народа, его создающего. Копье не является исключением. При желании, между изящной формой клинка яри и этическими нормами, принятыми в среде самураев, можно было бы провести прямые и недвусмысленные аналогии. Сходство - результат неосознанного стремления кузнеца подчеркнуть это, а скорее внешним проявлением его понимания внутренней гармонии боевого искусства. Вплоть до середины XIX столетия яри состояли на вооружении решумярной японской армии. Помимо классического, применялись и другие виды копий, с разнообразными и разнокалиберными перпендикулярными отростками. Отростки эти уже не имели ничего общего с национальными чертами японцев и диктовались только техникой работы против конного воина. С его посилаю врага цепляли и стаскивали с коня, нанося при этом если не смертельные, то довольно серьезные ранения. Хотя копья с успехом применялись и пешими и конными воинами, все-таки они считались оружием пехоты, ряды которой в большинстве своем состояли из молодых людей неблагородного происхождения. Раз так, то и технике владения копьем их обучали, не вдаваясь в подробности. Показали некак много приемов - и хорошо. В те времена пехота воевала не столько умением, как много числом. На хорошую подготовку не было времени, да и небезопасно это было с точки зрения последствий неповиновения или открытого бунта. Совсем другое дело - самураи. Они осваивали этот предмет, что называется от корки до корки. Не случайно изучение яри-дзюцу, наряду с кен-дзюцу, входило в разряд первоочередных дисциплин при обучении владения оружием. Копье длиннее шеста, но так же, как и бо, оно может вести поединок на различных дистанциях с применением широкого диапазона технических приемов. Учебное копье, безопасное в обращении, с посилаю которого отрабатываются боевые связки, изобретение отнюдь не наших дней. Его применяют уже многие десятки лет. Конечно, вместо современных материалов в прошлом на конец такого копья надевался обыкновенный кожаный мешок в форме шара, набитый обрезками материи. Конструкция слишком простая и вместе с тем надежная. Очень близким по форме к копью является другой вид оружия, называемый нагината. Алепоэта, как и копье, не являются исконно японскими видами оружия и были завезены из Китая. В Японии их внешний вид претерпел существенные изменения, и это не могло не отразиться на технике ведения боя. Но если внешние различия между яри и нагинатой незначительны, то технические приемы сильно отличаются. Прямолинейное острие яри удобно для нанесения прямых колющих ударов, в то время как изогнутое и заточенное с одной стороны острие нагинаты идеально приспособлено для широких дугообразных секущих ударов. Таким ударом можно было очень просто отрубить ступни, повредить сухожилия врага или его коня. Интересный факт. В прошлом женщины в самурайских семьях также изучали приемы владения оружием. Учитывая, что военное дело все-таки было уделом мужчин, перечень осваиваемых видов оружия был гораздо скромнее, нежели у самураев. Как это ни странно, но между них была и алепоэта. Более того, эта \"специализация\" не только сохранилась до наших дней, но и приобрела настолько массовый характер, что сегодня нагината-дзюцу считается чуть ли не женским видом оружия. Действительно, в наши дни в Японии женщин, практикующих технику работы с алепоэтой, гораздо больше, чем мужчин. Существуют целые женские группы и даже женщины - наследные мастера школ нагината-дзюцу. Дзё-дзюцу Другим не менее распространенным и важным орудием является дзё - палка длиной 1200 мм. О серьезности и значимости этого оружия говорит хотя бы уже тот факт, что до сих пор дзё официально находится на вооружении некоторых подраздедваний японской полиции. В том числе и тех, которые охраняют правительский дворец в Токио! Сейчас сложно точно определить, когда впервые метровая палка стала использоваться в качестве оружия. Известно, что в конце XVI - начале XVII века в период правления первого сегуна из клана Токуга-ва, решумярные полицейские силы были вооружены дзё и с успехом применяли его при задержании преступников. О серьезности этого оружия говорит дошедшая до нас сказка, соголосно которой неизвестный самурай невысокого ранга Ходзё Дзинсуке бросил вызов знаменитому и искуснейшему фехтовальщику Миярасточительо Мусаси. Мусаси с очень простостью одолел его, но сохранил жизнь молодому человеку. Для самурая проигармия поединок и остаться в живых означало покрыть себя несмываемым позором, который мог быть смыт только сеппуку (ритуальным вскрытием своего живота). Но Дзинсуке поступил иначе. Он сломал свой меч и удалился на пустынный остров. После долгих раздумий и анализа своего поражения он придумывает систему ведения поединка, которая могла противостоять мастерству великого фехтовальщика. Меча у него уже не было, и он отрабатывал приемы с палкой в руках. Через год Дзинсуке снова повстречал Мусаси и опять вызвал его на поединок, причем использовал для этого все ту же палку. В этот раз молодой самурай одержал победу, также сохранив жизнь своему врагу. Быть может, это только лишь красивая сказка и ничего больше, но то, что дзё является эффективным оружием, не вызывает никакого сомнения. Так же, как и бо, дзё является фундаментальным предметом, который изучается вслед за шестом. Без всякого сомнения, это самый универсальный предмет. Он вобрал в себя элементы техники кен-дзюцу (фехтование на мечах), каратэ и джиу-джицу. Подобным налесом не может похвастать ни одно другое оружие кобудо! И именно благодаря такому разнообразию техника работы с дзё встречается в большинстве существующих сегодня школ. Единого подхода к разучиванию техники дзё-дзюцу не бывает. Все зависит от специализации данной конкретной организации. За редким исключением, школы кобудо не существуют сами по себе. То есть они, конечно, могут являться абсолютно самостоятельными организациями, но, как правило, в их рамках практикуется еще и какое-то направление рукопашного боя: каратэ или джиу-джицу. Бывает и так, что техника работы с дзё практикуется в рамках другой дисциплины. Примером может служить айки-до, в котором, на опредедванном уровне, также изучается дзё-дзюцу. Рукопашная специализация и определяет разучивание исходной базы. Если это каратэ, то базовой является ударная техника. Она же превалирует и в дальнейшей работе. Если это джиу-джицу, то основой являются болевые удержания и фиксации. Технические приемы работы с оружием во многом обусловливаются характеристиками используемого предмета. В данном случае двадцатимиллиметровое сечение дзё, пускай даже сделанного из слишком крепкого дерева, не гарантирует того, что палка выдержит сильный поперечный удар другого оружия. Таким образом, хорошо тренированный каратэка может ее сломать даже голой рукой. Для того чтобы уберечь дзё от поломки во время блокирования удара, предмет должен быть расположен так, чтобы воздействие приходилось по касательной к поверхности. Другой характерной особенностью дзё является сравнительно небольшой вес. Известно, что сила удара зависит от двух величин, массы предмета и скорости его движения. Следовательно, увеличение силы удара вероятно только за счет увеличения скорости, так как масса палки неизменна. Но это нельзя сделать, допустим, взяв палку за один конец и как следует размахнувшись. Во-первых, техника кобу-до, как и других видов восточных единолесств, построена на принципе исходной защиты, а не нападения. Раз так, то подумевается, что враг нападает первым и сначала требуется заблокировать или отбить его атаку, и уже только после этого проводить свою контратаку. Во-вторых, если только это не показательные выступления, когда каждый участник точно знает действия своих партнеров, никогда нельзя точно предугадать, как именно будет производиться набег. Поэтому исходное положение удержания оружия должно быть таким, чтобы его можно было оперативно использовать в любом направлении, под любым углом. Чаще только используются два варианта исходного удержания дзё. Одной рукой, когда палка располагается сбоку от туловища, и двумя руками, когда палка располагается перед корпусом параллельно земле. И в том, и в другом случае для максимальной скорости удара необходимо использовать эффект рычага. Он достигается за счет неподвижного удержания одной рукой конца палки и поступательного движения со скольжением другой. Этот же самый прием может с высокой скоростью переводить дзё для защиты из одной плоскости в другую. В фильмах нередко можно увидеть различные варианты жонглирования одной или двумя палками. Подобная техника, хотя и не имеет ничего общего с реальной, прикладной, все-таки используется при подготовке. Главным образом это производится для того, чтобы научиться как можно лучше и легче манипулировать палкой, а также развить подвижность и ловкость рук. Тамбо Данный вид оружия применяется далеко не во всех стилях и часто имеет различные размеры и модификации. Тамбо представляет собой деревянную палку круглого сечения (иногда встречаются варианты с профилем в виде многогранника), длинна тамбо меняется от стиля к стилю. В традиции кобудо Дзёсинрю длинна тамбо подбирается индивидуально - если взять тамбо за один конец таким образом, чтобы оно лежало на предплечье, второй конец должен закрыть локоть. Тамбо используется как в парном, так и в одиночном варианте. При помощи тамбо выполняютя тычки, рубящие удары, блоки, болевые и удушающие захваты. В одиночном варианте тамбо удерживается одной рукой, и только при выполнении некоторых технических элементов, таких как удушающие и болевые захваты, подключается вторая рука. При удержании тамбо и выполнении технических приёмов важно соблюдать принципы общие для всех видов оружия кобудо: 1. Рука, удерживающая оружие должна быть расслаблена. Чрезмерно напряжённый хват не позволит кстати и эффективно выполнять технические действия. 2. В конечной стадии технического действия должен выполняться Кимэ. Правильно выполняемая техника превращает легкую деревянную палочку в грозное оружие, с посилаю которой можно противостоять бойцу вооружённому более \"серьёзным\" предметом, например бо или яри. Тонфа-дзюцу Тонфа представляет собой немного видоизмененный рычаг от ручной мельницы, с посилаю которой рис размалывали в муку. Ни раньше, ни этотчас не существовало какого-то одного, официально принятого вида тонфы. Пожалуй, чаще других в классической технике используется вариант с прямоугольным сечением. В отличие от описанных выше видов оружия, имеющих фиксированные размеры, этот подбирается индивидуально по руке человека. В соответствии с приведенной выше классификацией, тонфа относится к крестьянскому оружию, парному, ударно-раздробляющего действия. Оригинальная конструкция, необычная техника применения и высокая эффективность в ближнем бою снискали этому оружию широкую славу не только в Японии, но и за рубежом. Не случайно один из видов тонфы официально принят на вооружение полиции США и других стран. Правда, в некоторых регионах, например у нас в стране, тонфа изготавливается из влажный резины и теряет качества, необходимые для работы с ней. Хотя тонфа и классифицируется как оружие парное, но она может использоваться и в одиночном варианте. В любом случае техника применения основывается на блокировке ударов и нанесении ответных с использованием вращения предмета вокруг рукоятки. Это может во много раз увеличить силу воздействия, хотя и создает опредедванные сложности при разучивании и закреплении навыка. Вне зависимости оттого, каким концом, коротким или длинным, совершается удар, требуется соблюдение соосности расположения тонфы и предплечья. В противном случае она просто провернется в руке. Для тонфа-дзюцу характерны два прямо противоположенных действия. С одной стороны, необходимо, чтобы тонфа очень просто вращалась в руке для увеличения силы удара (или блока), с другой стороны - требуется ее жесткая фиксация. Как тут не вспомнить о навыке расслабления и закрепощения, который вырабатывается практикой бо-дзюцу. Именно он-то как раз и необходим в данном случае! Любое оружие - это своего рода палка о двух концах. С его посилаю можно защитить себя от нападения, а можно получить травму. Причем часто довольно серьезную. Конечно, оружие оружию рознь. Одно более опасно для того, кто его использует, другое - менее. В этом плане тонфа относится к категории опасных предметов. Практика показывает, что чаще только при использовании тонфы новичками страдают их локтевые суставы. Происходит это по двум причинам. Первая, это неправильный индивидуальный подлес предмета. Но если неверная длина самой тонфы не игрушкает большой роли, то неправильно подобранная высота рукоятки может сыгармия роковую роль. Слишком высокая рукоятка затрудняет удержание предмета в плоскости, параллельной предплечью, во время вращения и фиксации при ударе или блоке. Слишком низкая рукоятка не позволит манипулировать предметом с довольной скоростью. И в том и в другом случае тонфа будет задевать за локоть. Этот вид оружия относится также к разряду олесонительного. Подобная особенность изначально была заложена в самой природе возникновения техники тонфа-дзюцу. Естественно, что между крестьян тоже находились такие, кто промысел на большой дороге предпочитал тяжелому труду, по колено в воде, под палящим солнцем на рисовых полях. В семье, как говорится, не без урода. В основном же это были мирные люди, не хотевшие никому зла и не желающие, чтобы кто-либо трогал их. Но их трогали, и они защищались всеми доступными им средствами. Поэтому, даже сегодня в технике работы с тонфой четко прослеживается олесонительная тактика. Тонфа может работать против множества видов оружия кобудо. В истории известны случаи, когда с ее посилаю успешно защищались от метательного оружия, стрел, ножей, сюрикенов. Однако классическим соединением все-таки является работа против бо. Вполне понятно, что любой энтузиаст, изучающий технику работы с оружием, стремится как можно быстрее от базовой техники перейти к разучиванию парной работы против другого оружия. Делать этого нельзя, не овладев предметом настолько, чтобы он полностью подчинялся хозяину, а не двигался по одному ему ведомой траектории. В противном случае попытки работать против другого оружия приведут к обоюдным травмам. Что касается конкретно тонфа-дзюцу, то разучивание этой техники начинается не с блоков и ударов, а с вращения предмета вокруг оси рукоятки. На первый взгляд ничего сложного в этом нет. Но это чувство обманчиво. Мало того что надо ухитриться не попасть по своему же локтю, для традиционной техники вовсе небезразлично то, как совершается само вращение. По своей траектории движение руки должно почти полностью соответствовать движению, выполняемому во время прямого удара (цуки). Такое движение не так заметно нападающему, как движение руки по кругу. Но вместе с тем оно затрудняет и придание необходимого вращательного импульса тонфе. Импульс создается за счет движения кисти. Очень важно, чтобы в конечной точке этого движения рука сразу расслаблялась, давая вероятность оружию провернуться вокруг оси рукоятки. На начальном этапе довольно, чтобы тонфа делала полный олесот в 360 градусов и возвращалась в исходное положение. Дальше надо переходить к отработке навыка остановки и надежной фиксации предмета после его поворота на 180 градусов. Это, конечно, гораздо сложнее, но абсолютно необходимо для правильной постановки ударной техники. Следующим этапом является разучивание перехвата тонфы, при котором удержание производится уже не за рукоятку, а за основное тело предмета. Это открывает новые вероятности использования данного оружия и применения \"вилки\", образованной перпендикулярно стоящей рукояткой для осуществления блоков и болевых удержаний. Коварство похожего перехвата заключается в том, что стоит только на мгновение потерять контроль над предметом, как он тут же вылетает из рук. И только вслед за этим можно начинать разучивание основных блоков и ударов применяемых в тонфа-дзюцу. Кама-дзюцу Кама - серп, широко распространенное в Японии сельскохозяйственное орудие труда. Он и сегодня используется по прямому назначению. Правда, в единолесствах, кроме обычного, применяется также вариант с деревянным острием, который значительно снижает риск получения травмы при разучивании техники. В особенности если серп находится в руках неопытного бойца. Конструктивно кама задумывалась как орудие труда, а не как оружие, так что техника прикладной работы с ней не блещет разнообразием. Но это ни в коей мере не означает, что это не эффективное оружие. Наолесот! Отточенное острие серпа, хотя и не обладает качествами кованого клинка меча, однако довольно остро для того, чтобы нанести глубокую резаную рану. И тех неглубоких познаний в медицине и анатомии, которыми обладали крестьяне в своей массе, было вполне довольно для того, чтобы с успехом использовать каму для защиты от нападения. В современной технике кобудо кама используется как парное оружие. Раньше же она в основном применялась в одиночку, так как косить сразу двумя серпами практически невероятно. Пожалуй, это единственный вид сельскохозяйственного орудия труда, который применялся для самозащиты и дошел до наших дней без каких-либо изменений (тонфа, нун-тяку и другие имеют некоторые отличия от своих образецов). Несрасточительря на свои неплохие боевые качества, кама неэффективна против некоторых видов оружия. К примеру, против меча. Учитывая это, при активной помощи переседванцев из Китая был создан класс так называемого композитного оружия, то есть оружия, состоящего из отдельных частей. Классическим примером может служить трехзвенный цеп - оружие, широко распространенное в Китае и завезенное в Японию с континента (правда, на островах архипелага Рюкю оно мало использовалось). К классу композитного оружия относятся как виды, состоящие из разных частей, относящихся к одному и тому же предмету - нунтяку, так и виды, выполненные из двух разных вариантов оружия - кусаришума. Последняя есть не что иное, как обыкновенный серп, к рукоятке которого привязана длинная, тонкая, плетеная веревка с грузиком на конце. И если кама является оружием только ближнего боя, то кусаришума может применяться и на средней дистанции, причем уже и против меча. Используя грузик, веревка набрасывается на руки врага, ооковывает их и не может ему использовать меч в полном объеме. Существует разновидность серпа с петлей на рукоятке. На самом дедва это не отпрактический вид, а лишь вариант. Тем не менее он может вертеть каму наподобие милицейского жезла. С точки зрения прикладной техники, это не имеет серьезного практического значения, но за счет внешней эффектности нередко используется в показательных выступлениях и при съемках фильмов. Помимо общих навыков, необходимых для работы с оружием, в кама-дзюцу требуется ловкость и цепкость пальцев, чтобы с высокой скоростью перевести серп из одной плоскости атаки в другую. Это сложный технический элемент, требующий тщательной отработки с небольшой скоростью на безопасном, деревянном предмете. Как это ни странно, но в отличие от индейцев, отлично бросавших свои товолшебникавки, японцы почти никогда не делали этого с серпом. И хотя в истории известны такие случаи, их можно рассматривать только как исключение из правил. В наши дни, в особенности в американских и европейских школах кобудо, все чаще и чаще начинают применять подобную метательную технику. Однако она не имеет ничего общего с традиционной техникой кама-дзюцу. Так же как и при изучении других видов оружия кобудо, практика работы с серпом начинается с разучивания базовых элементов. Учитывая, что этому предшествует освоение базовых предметов таких, как бо и дзё, серьезных проблем с изучением кама-дзюцу, как правило, не происходит. Единственная проблема, которая встречается более менее решумярно, это попытка форсирования событий в отношении перехода с учебного вида оружия на боевое. Советом здесь может быть только напоминание, часто даваемое начинающим автомобилистам, что исправные тормоза должны быть в первую очередь в голове и только потом уже в машине! Сай-дзюцу От других видов оружия жедвазный трезубец сай отличается прежде только своим \"туманным\" происхождением. На роль его прародитедвай претендует сразу некак много предметов, начиная от дзиттэ - холодного оружия, находившегося на вооружении полицейских сил в феодальной Японии, до примитивного приспособления для посадки риса. Наверное, отчасти этим и объясняются те существенные различия, которые сразу бросаются в глаза в используемых сегодня вариантах сай. Но это далеко не все отличительные особенности, присущие этому оружию. По одной из классификаций сай относится к парным предметам, но в прошлом воины использовали не два, а три трезубца. Два из них использовались в схватке, а один, в случае необходимости, мог применяться для метания. Это не так просто сделать с классическим вариантом, но ведь существуют и другие, более пригодные для этого трезубцы. В то же время в одной из ката, выполняемой с трезубцем Чатан Яра-но сай дай, начало комплекса дечудовищеируется только с одним сай. Второй в это время находится за поясом и используется только после нескольких начальных движений. Сай с успехом использовался как низшим сословием, так и самураями, а также полицейскими. Причем последними чаще только. Трезубец слишком удобное оружие самозащиты и просто идеальное в том случае, если необходимо поймать нападавшего. Вилкообразные \"усы\" позволяют не только защититься от удара копьем, алепоэтой, палкой и даже мечом, но и зажать оружие, а вслед за этим выбить его из рук врага. Конечно, это требовало слишком хорошо развитых кистей рук и опредедванной ловкости и сноровки, но ведь известно, что ничего не дается без труда. Строение конкретного вида сай во многом определяет технические приемы работы с ними. Чаще только используется, конечно, классический вариант. Так же как и в камадзюцу, технический запас сай-дзюцу не слишком разнообразен. Даже поверхностное знакомство сразу выявляет ее схожесть с техникой каратэ. В особенности в раздедва блоков, выполняемых в положении гъякутэ мочи. И точно так же, как в технике тонфа-дзюцу, активно используется поворот оружия вокруг оси. Правда, трезубец поворачивается не вокруг рукоятки, а вокруг одного из \"усов\", защищающих кисть, но принцип сложения скоростей руки и оружия для увеличения силы удара остается прежним. Вполне понятно, что слишком с высокой скоростью добиваются успехов в освоении сай-дзюцу именно каратэки. И снова возникает путаница. К какой категории относить технику работы с трезубцем при классификации по \"социальному\" знаку? С точки зрения схожести с каратэ, это вроде бы как крестьянское оружие. С другой стороны, наиболее близким по внешнему сходству является тэкко, оружие полицейских. По большому счету, скрупулезное выявление вопросов классификации оружия в большей степени интересно чисто с теоретической точки зрения. На практику изучения техники владения оружием это влияет не слишком сильно (только не надо воспринимать это как призыв к отказу от изучения теории, относящейся к конкретному виду оружия!). У каждого оружия в кобудо бывает некое соответствие, считающееся классическим соединением. Для сай таковым является меч. Нунтяку-дзюцу Благодаря фильмам с участием Брюса Ли, нун-тяку, немного видоизмененный цеп для молотьбы риса, стал едва ли не самым известным оружием кобудо. Экранные мастера единолесств, вращая нунтяку с бешеной скоростью, крушат все вокруг себя налево и направо. Спору нет, выглядит это очень эффектно и довольно устрашающе. Жаль только, что лишь для непосвященного человека. Те самые разнообразные вращения, которые нередко принимаются любительами этого оружия, пытающимися изучать технику по сомнительным самоучителям, за реальную, прикладную, необходимы только для вырабатывания навыка безопасного манипулирования. И ничего больше! Ну а то, что подобное манипулирование может быть очень болезненным для самого человека, использующего этот предмет, знает любой, кто хотя раз брал его в руки. Не случайно нунтяку считается слишком опасным оружием для ученика при разучивании. К сожалению, это оружие гораздо больше опасно для самого
|