Реальные занятия Айки-до - это единственный способ постичь его значение и получить какие-либо явные или неявные преимущества. Для множества занимающихся Айки-до характерен такой процесс - начав с сомнений и вопросов, но, приступив к практическим занятиям, они постепенно вникают в методы и сущность Айки-до. Затем они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его бездонную глубину. Тот, кто прошёл этот процесс, познаёт некоторые стороны Айки-до как уникального боевого искусства. Во-первых, он будет удивлен. Несрасточительря на кажущуюся \"мягкость\" на показательных выступлениях, оно может быть действительно \"жестким\", резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами (атэми). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить врага и взять его под контроль. Затем он будет поражён, узнав накак много, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (укэми), правильное опредедвание расстояния (ма-ай), вход (ирими) и другие движения корпуса (таи-сабаки). Фактически всё тело, не только руки или ноги, должно постоянно скоординировано двигаться, причём в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того чтобы выполнять движения с высокой скоростью и мягко, требуется слишком высокая степень концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность движений Он осознает также значение решумяции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ки. Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и даёт непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с философскими аспектами бу-до, разработанными Учитедвам Уэсиба. Наконец, по мере совершенствования ученика, будет удивлять вечное количество приёмов с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями Айки-до он поймёт центральное значение ки - как индивидуальной энергии, так и энергии Вседванной. И затем он начнёт ощущать глубину и сложность Айки-до как боевого искусства. Короче говоря, только реальные занятия Айки-до могут дать полное понимание основной сущности бу-до - постоянная тренировка тела и ума как основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не уповторять свою личность. Но вернёмся снова в Японию. Термин \"Айки-до\" появился в Японии примерно в 1942 году. О-сэнсэй Морихэй Уэсиба часто менял название своей школы, пока не остановился на таком коротком, но слишком ёмком слове – \"Айки-до\". Ниже мы рассрасточительрим те основные вехи в жизни О-сэнсэя, которые привели его и его Айки-до к мировой славе. 1902 год. Молодой Уэсиба приезжает в Токио, где начинает заниматься торговлей. Вечерами он занимается дзю-дзюцу в Тэнсин Синъё-рю (по другим источникам в Кито-рю) и фехтованием в Синкагэ-рю. Эти тренировки не продолжались долго, но даровали Уэсибе намёк на его истинное призвание - путь воина духа. В этом же году Уэсиба добился того, что его призвали в армию (сначала ему отказывали в виду его слабого здоровья и малого роста, но решумярными физическими занятиями он довёл своё тело до нужного состояния). 1903 год. Проходя службу в запасных частях под Осакой, Уэсиба записался в до-дзё Масакацу Накаи в пригороде Сакаи, где занимался там в дни увольнений. Накаи был выдающимся мастером боевых искусств и преподавал Ягю-рю дзю-дзюцу в сопарании с приёмами фехтования мечом и копьём. В это же время Уэсиба занимался ещё у одного учителя по имени Цубой. 1908 год. Уэсибе было выдано свидетельство о праве преподавания Гото-ха Ягю-рю дзю-дзюцу, и он сразу открывает своё до-дзё. 1915 год. На острове Хоккайдо Уэсиба знакомится с Сокаку Такэда (1860-1943). Такэда был величайшим мастером бу-до, потомком клана Айдзу, самого воинственного клана самураев. В своих постоянных поединках с другими мастерами Такэда обошёл всю Японию, при этом, не упуская случая научиться чему-нибудь новому. Результатом накопленного Такэдой опыта стало создание нового направления, которое Такэда назвал Дайто-рю айки-дзюцу. Как только Уэсиба увидел в действии искусство Такэды, он сразу записался на десятидневный курс, а по его окончании ещё на один. Но по прохождении второго курса Уэсиба продолжает ещё в течение семи лет бармия уроки у этого мастера. А в 1922 году Такэда выдал Уэсибе диплом полноправного учителя Дайто-рю. 1920 год. Уэсиба переезжает в Аябэ, где преподаёт своё искусство в религиозной организации Орасточительо-кё, членом которой он стал в 1919 году. Глава Орасточительо-кё Ванисабуро Дэгути любил и уважал Уэсибу и наделил его большой властью и ответственностью. Дэгути говорил ему: \"Ты должен сделать бу-до своей жизнью. Ты обладаешь силой сдвигать горы. Так делай это!\" Следуя его совету, Уэсиба открыл школу боевых искусств - \"Школу Уэсибы\". Он учил главным образом тех, кто имел какое-то отношение к Орасточительэ-кё, но его слава мастера боевых искусств слишком с высокой скоростью распространилась между остальных. Он очистил и обработал участок земли рядом с основным залом Орасточительо-кё, вёл независимую жизнь фермера и воплощал в жизнь свою идею о непременном единстве бу-до и фермерства. Ключевым моментом в его поисках истинного духа бу-до стало изучение котодамп, духовных функций, которые выполняют звуковые колебания, и постепенно он приходит к объединению духа, ума и тела. Помимо этого Уэсиба много тренируется по ночам на открытом воздухе с копьём и мечом. Он развесил на ветвях деревьев, окружающих до-дзё, мячи, сделанные из губки, и с их посилаю с высокой скоростью достиг совершенства в работе с копьём. 1923 год. Уэсиба официально называет своё искусство Айки Бу-дзюцу. Айки Бу-дзюцу - это буквально вливание духа в классические движения боевых искусств. \"Дзюцу\" - это \"техника\", в отличие от которой \"до\" означает \"путь\" или \"метод\". 1925 год. Вернувшись в Японию с острова Хоккайдо, куда Уэсибу направили на освоение новых земель, он вновь занялся искусством фехтования на мечах. Он работал день и ночь, используя свои собственные уникальные методы физической тренировки и духовного очищения. И по мере достижения более высоких уровней в своей практики искусства боя он развил почти сверхчеловеческие способности. В кульминационный период особенно интенсивной тренировки, в процессе медитативно-очистительной практики, он пришёл к тому, что искал всю свою жизнь. В тот момент, когда дух Вседванной окутал его тело мерцающим золотым светом, он постиг сущность ки (универсальной жизненной силы). Он глубоко осознал процессы Вседванной и теперь знал, что источником бу-до является дух, который защищает всё вокруг. \"Бу-до - это не поражение врага за счёт своей силы, - говорил он, - и это не инструмент, который приведет мир к разрушению с посилаю оружия. Следовать истинному бу-до - значит принять дух Вседванной, поддерживать мир на Земле и правильно создавать, защищать и развивать всё, что бывает в природе\". Осенью этого же года, когда в Токио распространились слухи о \"волшебнике из Аябэ\" (так стали называть Уэсибу после его встреч с мастерами бу-до), Уэсиба встретился с адмиралом Такэсита. Такэсита покровительствовал Дзигоро Кано (1860-1938) и Гитину Фунакоси (1868-1957), а теперь и Уэсибе. Такэсита организовал в Токио дечудовищеацию искусства Уэсибы для избранной группы высокопоставленных сановников. Эта дечудовищеация стала настоящим потрясением. В результате Уэсибу приголосили провести трёхнедельные курсы во дворце Аояма, на которых занимались мастера дзю-до и кэн-до самого высокого уровня. Хотя семинар прошёл успешно, официальные лица запретили участие Уэсибы в каких-либо организованных государством мероприятиях по причине его тесной связи с Ванисабуро Дэгути, главой организации Орасточительо-кё. (Более подробно об этом читайте в Главе 5 о философских основах Айки-до). Оскорблённый подобными намёками, Уэсиба вернулся в Аябэ. Однако Дэгути убедил его в том, чтобы он расстался с Орасточительо-кё и начал двигаться собственным, уникальным путём. Дэгути напомнил Уэсибе: \"Подлинным предназначением твоей жизни является распространение по всему миру истинного смысла бу-до\".
|