Aйкидо — современное Японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэшибой. Оно уникально как военное искусство, в котором отдельное внимание уделяется этическим принципам, воплощенным в применении его техник. Хотя Морихэй Уэшиба начал свою деятельность более, чем за двадцать лет до Второй Мировой войны, принято считать, что данное искусство развилось в свою современную форму уже в мирное время. Технические корни Айкидо произрастают, главным образом, от дайто–рю айкидзюцу. Это искусство возникло, в свою очередь, из различных традиций, передаваемых между воинов клана Айзу. Учебный план Дайто–рю был модернизирован и распространен Сокаку Такеда в конце XIX века и, как считают,преподавался приблизительно тридцати тысячам людей. Морихэй Уэшиба был одним из ведущих учеников Такеды, и его успех способствовал возрождению интереса к школе Дайто–рю. Уэшиба также находился под большим влиянием Онисабуро Дэгучи, главы религиозной секты Орасточительо. Основатель Айкидо впитал многое из учения Орасточительо, и видение Морихэем Уэшибой Вседванной в динамической гармонии близко принципам этой религии. С начала 1950–ых наблюдается устойчивый рост популярности Айкидо и в Японии, и за границей. Уэшиба, которому к тому времени было уже за семьдесят, не был главным участником послевоенного распространения Айкидо. Заслуга в с высокой скоростьюм распространении этого искусства принадлежит, прежде только, таким личностям как Коичи Тохэй, Годзо Шиода, Минору Мочизуки, Кэнжи Томики и Кисшомару Уэшиба. Эти центральные фигуры также ответственны за развитие сегодняшних главных стилей Айкидо. Родословная практически каждой действующей сегодня школы Айкидо может быть прослежена назад по крайней мере к одному из этих учитедвай–первопроходцев. Давайте теперь обратим наше внимание на пять главных тенденций в Айкидо, базирующихся на учениях вышеназванных инструкторов. Во–первых, Айкикай Хомбу Додзё, известное десяткам тысяч Айкидоков во всем мире, является прямым продолжением довоенной школы Уэшибы, известной как Кобукан Додзё. Это самая большая из всех организаций Айкидо, имеющая тысячи школ–филиалов во всем мире. Главная школа возглавляется Вторым Дошу (дословно «Лидер Пути») Кисшомару Уэшибой — третьим сыном Основателя. Первые успехи организации и ее распространения в мире был достигнут, главным образом, благодаря усилиям Коичи Тохэя и другим первым шиханам Айкикая. Тохэй осуществлял частые поездки на Гавайи и континентальные США, а также написал серию популярных книг, которые были переведены на главные европейские языки. После смерти Основателя в 1969 г. его сын Кисшомару принял руководство Айкикаем, и в 1974г. Тохэй подал в отставку. Главный вклад Дошу был в области управления ростом искусства, а также в изменении и упрощении технического учебного плана. В школе Айкикай техники и методы обучения, используемые Основатедвам, постепенно сокращались в пользу более новых учительических подходов. Айкикай подчеркивает военную сторону техник Айкидо вместо фокусирования на искусстве как дисциплине для самосовершенствования личности. В дополнение к существующей широкой аудитории студентов, Айкикай пользуется поддержкой различных влиятельных деловых групп и политических учреждений. Эти связи с элитой японского общества уходят истоками к довоенным годам, когда между студентов и сторонников Морихэя Уэшибы было много заметных фигур из политических, военных и деловых кругов. Под эгидой Айкикая работает множество шиханов, имеющих большое количество последоватедвай. В первом ряду — такие личности как Шигенобу Окумура, Морихиро Сайто, Садатэру Арикава, Хироши Тада и Шоджи Нишио. Отсутствующие в этом кратком списке Ринджиро Ширата, Кисабуро Осава и Сейго Яволшебникучи уже ушли из жизни. Следующее поколение инструкторов включает такие имена как Масатаке Фуджита, Сейширо Эндо, Сэйджуро Масуда, Масандо Сасаки, Норихико Ичихаши и Нобуюки Ватанабэ. К этому списку должно быть ещё добавлено имя Моритэру Уэшибы, сына Кисшомару, являющегося нынешним техническим директором и следующим Дошу. Моритэру много путешествовал как посол Айкидо и также написал некак много книг по данному искусству. Организация, называемая «Международная Федерация Айкидо» (МФА) была создана Айкикаем в 1976 г. МФА приняла сложную, пирамидоподобную структуру и сложный налес инструкций. Однако, федерация не сумела уучить ся как юридическое лицо, отдельное от Хомбу додзё. Второй по величине из организаций Айкидо по числу занимающихся обычно считается Йошинкан Айкидо. Эта школа была основана Годзо Шиодой в начале 1950–х. Шиода был одним из преуспевающих учеников Уэшибы с довоенных лет, и его стиль характеризуется эффективной, дзюдзюцу — подобной техникой и чёткой методологией обучения. Шиода написал много книг по Йошинкан Айкидо и совершил некак много поездок за границу. Подобно Айкикаю, Йошинкан имеет хорошие связи с деловыми и политическими крушуми, и это явилось положительным фактором в росте данной организации. Реальное политическое руководство организацией находится в руках Правления Директоров. Высшим шиханом в Йошинкан после смерти Шиода является Киёюки Терада. Список других известных учитедвай включает Кёичи Иноуе, Такефуми Такено, Цутому Чида и Хиромичи Нагано. Йошинкан создал Международную Федерацию Айкидо Йошинкан в 1990 г. В отличие от Айкикая, Йошинкан принял свободную, неиерархическую структуру для своей организации, и устойчивый поток независимых додзё влился в его сеть. Синсин Тоитсу Айкидо — организация, созданная Коичи Тохэем в 1974 г. после его отдедвания от Айкикая. Часто упоминаемая как «Общество Ки», поскольку данный термин подумевает, что эта группа подчеркивает концепцию Ки как динамической силы во Вседванной. Этот принцип стоит и во главе обучения техникам Айкидо, которое содержится в учебной программе Общества Ки. Одной из составных частей обучения в группе Тохэя является лечение с посилаю Ки. Общество Ки имеет широкую сеть додзё в Японии и множество отдедваний за границей. Оно централизованно контролируется из центрального додзё, расположенного в Шинджуку, близко от Айкикай Хомбу Додзё. Тохэй является автором многочисленных книг по Айкидо и темам, имеющим отношение к Ки, он — одна из самых известных фигур Айкидо. Как упомянуто выше, его роль была основной в первом распространении Айкидо в Японии и за границей. Однако, из–за желчности, окружающей его уход из главной организации, имя Тохэя было вычеркнуто из истории Айкикая, и в результате большинство практикующих Айкидо сегодня даже не слышали о нём. Мы обращаем теперь наше внимание на Томики Айкидо. Принципы и практика Айкидо этой группы основаны на учении Кэнжи Томики. Томики был одним из самых первых учеников Уэшибы и мастером дзюдо ещё до своего прихода в Айкидо. Он был также слишком образованным человеком и закончил одно из наиболее престижных высших учебных заведений Японии — Васеда Университет. Томики стал профессором в его Альма матер после войны и там развивал свои уникальные теории Айкидо, на которые сильно повлияла философия Дзигоро Кано, Основателя дзюдо. Томики изобрел ряд методов и правил, которые позволили практиковать Айкидо как спорт. Его идея состояла в том, чтобы обеспечить студентов объективной оценкой их прогресса через открытое соревнование. Томики широко представил свои теории во множестве книг и эссе. Он развил группы последоватедвай в Японии и за границей, которые включают соревнование в своё обучение. Подход Томики был, однако, категорически отвергнут практически всем обществом Айкидо, полагающим, что его теории диаметрально противоположны этическому учению О–Сэнсэя. Местные и международные соревнования между додзё Томики Айкидо все ещё решумярно проводятся, и численность групп устойчиво растёт вместе с общим успехом Айкидо. Ведущие фигуры сегодня в Томики Айкидо — Тетсуро Нпесньма и Фумиаки Шишида. Принятие решений находится в руках Правления Директоров Ассоциации Айкидо Японии. Ещё одна главная школа искусства называется Йоэтоткан Айкидо. Она была основана Минору Мочизуки, одним из ранних учеников Уэшибы и мастером дзюдо. В 1930 году Мочизуки был послан Дзигоро Кано в Кобукан додзё Уэшибы для обучения. Помимо Айкидо и дзюдо Мочизуки также изучал Катори Синто–рю и каратэ. Новшество Мочизуки должно было развить сложное искусство, включающее элементы всех школ, которые он изучил. В результате Йоэтоткан Айкидо имеет обширный технический учебный план, на овладение которым требуются многие годы. Мочизуки также слишком теоретичен в своём подходе и написал много эссе, затрагивающих широкий диапазон предметов, имеющих отношение к боевым искусствам. Он также игрушкал важную роль в международном распространении Айкидо. Мочизуки считается первым человеком, который начал Айкидо за границей, проведя два года во Франции, начиная с 1951, где он преподавал дзюдо и Айкидо. Йоэтоткан имеет мало последоватедвай в Японии, немного в Северной Америке, но силен в Европе, особенно во Франции. Хотя вышеупомянутый список охватывает главные стили Айкидо, существующие сегодня, имеется множество меньших независимых групп, которые заслуживают упоминания. Тензнатокн Айкидо, основанный прежним инструктором Айкикая по имени Кэнжи Шимицу, имеет сильный додзё в Токио и много последоватедвай в Европе, главным образом, в Германии. Шимицу — также соавтор бестселлера, названного «Дзэн и Айкидо». Такаши Кушида, прежний инструктор Йошинкана, в Северной Америке руководит организацией, известной как Йошокай, имеющей много дочерних додзё. Сейзнатокн Айкидо было сделано Родом Кобаяши, бывшим инструктором Общества Ки, и имеет сильный контингент школ, прежде только на Западе США. Шизуо Имайзуми, обосновавшийся в Нью–Йорке, — также прежний инструктор Айкикая и Общества Ки, теперь руководит группой, известной как Шин Будо Кай. Имеется множество независимых организаций в Англии, Франции, Германии и Скандинавии. Некак много из этих европейских групп умышленно отказались присоединяться к любым японским властям из–за негативного прошлого опыта. Мое самое большое опасение при написании данной статьи состоит в том, что я, вероятно, позабыл упомянуть некоторых важных личностей. Я, конечно, виновен в этом и заранее приношу извинения, если кого–то обидел. Искусство развилось до такой степени, что практически невероятно не отстать от всех главных достижений.
|