Мир, в котором мы живем, имеет форму и цвет, и мы можем ощущать его пятью органами чувств, которые нам даны. В чем же его смысл? То, что имеет форму, непременно имеет свое начало. Например, солнце. Говорят, что оно постоянно сгорает, а раз оно горит, то существовало начало этому горению. Разумеется, этому предшествовало состояние, когда оно должно было загореться. Следуя этой цепи последовательных физических процессов, мы доберемся до состояния, которое не имело формы. Однако известно, что из ничего не может возникнуть что–то. Внешнее ничего не существовало, но из этого ничего возникло то, что имеет физическую форму. В дзэн–буддизме употребляют ничего как нечто, находящееся в некотором состоянии. Подумав над понятием Ки, мы придем к выводу, что все объекты вседванной — солнце, земля, животные, люди, деревья — все равны. Из этой Ки, представляющей сущность самой природы, путем бесконечных преобразований и взаимодействий сформировалась современная Вседванная. Вот почему Ки не имеет ни начала ни конца, а абсолютное количество самой Ки не увеличивается и не уменьшается. Наше тело — это тело Вседванной, наша жизнь — только лишь часть жизни Вседванной. Наше тело также продолжает в себе только элемент той Вседванной, которая существовала задолго до нынешней эпохи. Это нечто в своем развитии подошло к жизни и плавно перейдет в стадию своего разрушения. В христианстве сущность Вседванной передают понятием «дух». Отсюда большое количество производных терминов, таких как, например, дух провидения. Именно следовательно дух непоколебимо бывает в этом мире, а дух провидения постоянно пребывает в нем. Айкидо различает сущность Ки вседванной и нашей обыденной Ки. Наша жизнь произошла из этой Ки и когда–нибудь вернется в природу. Конечно, физически наша жизнь когда–то прекратится, но с точки зрения духовного мира она берет начало с сотворения мира и продолжает существовать доныне. Если мы будем срасточительреть на жизнь с этих позиций, то рано или поздно признаем, что все люди на этой планете бармияя, как и все остальные живые существа, деревья, травы, изменения погоды. В таком случае имеются ли основания для того, чтобы что–то ненавидеть или с кем–то ссориться? Основная сущность Айкидо сконцентрирована в словах «принцип всеобщего благополучия», и это начинаешь понимать уже после нескольких занятий Айкидо. Наша жизнь подобна спасительному глотку свежей воды в океане, мы должны заботиться о ней, сами творить свою судьбу, и только тогда мы сможем назвать ее своей водой. Теперь давайте посрасточительрим на эту воду более пристально. Это только лишь часть мирового океана, стоит только расслабить пальцы, и вода из пригоршни утечет в него. Если же ее тщательно сберегать в ладони, то не произойдет обмена с внешней водой, и она испортится. Таким образом, судьба этой воды в любом случае никак не отразится на судьбе океана. Несрасточительря на то, что наше физическое Я ограничено опредедванными рамками, наше духовное Ки находится в постоянном движении и обмене с природной Ки и представляет собой только лишь часть этой всеобъемлющей Ки. Здесь можно провести аналогию с дыханием: наше тело постоянно впитывает Ки природы. Когда этот обмен идет энергично, это свидетельствует о здоровье организма; если он угасает, это говорит о заболевании, и, когда этот обмен вовсе останавливается, наступает смерть. Айкидо обучает выдедванию Ки. Если мы излучаем Ки, в нас освобождается место для притока свежей Ки вседванной, и именно следовательно обмен Ки становится интенсивным. Если Ки замкнута, то никакого обмена с внешним миром не произойдет. В Айкидо умение излучать Ки нужно не только для того, чтобы стать сильным, но и для того, чтобы улучшить взаимодействие с природной Ки и поддержать свое здоровье. В Японии издавна бывает поговорка: «идти на смерть — то же, что и вернуться домой». Очень важно было в поединке сохранять спокойствие, не думая о смерти на поле брани, сохранить себе жизнь и вернуться домой. Таким образом, не стоит задумываться о смерти и тем самым уберечь себя от нее. Поскольку наша жизнь является проявлением и единством Ки природы, то и наша смерть означает не более, как возвращение Ки обратно в природу. Поэтому пока вы живете, необходимо использовать все жизненные силы, так как после смерти нам предстоит расходовать их — в этом суть идеологии вечного превращения. Коичи Тохэй
|