Ежегодно проводятся летняя конференция по занятиям Айкидо с молодежью в центре Ниппон Бузнатокн, а также зимние слесы, которые в качестве спонсора проводит Хомбу Додзё в городах Сугадиара (перфектура Нагано) и Изу (префектура Шизуока). Эти встречи собирают большое количество участников, энтузиазм которых просто поразитедван. Вопрос об открытии детского класса в Хомбу Додзё впервые встал почти двадцать лет назад. Причиной споров о вероятности соответствующего решения было то, что Айкидо производит упор не только на физическую подготовку, но рано или поздно начинает требовать понимания стоящей за ней философии. Спортивные и игровые элементы, которые могли бы вызвать интерес детей, используются в Айкидо минимально, следовательно мы должны были серьезно обсудить свое решение. К нашему великому удивлению и удовлетворению большинство молодых учеников продолжало занятия Айкидо в течение многих лет. Наконец, бесспорно, производит чувство серьезность и сосредоточенность, показываемая молодыми учениками на занятиях. Эти качества, непременно, необходимы всем занимающимся Айкидо — и новичкам и опытным ученикам. Об этом мы никогда не должны забывать. Недавно младший инструктор Хомбу Додзё, который вел занятия в детском классе филиала Школы, высказал удивление быстрым прогрессом занимающихся. Он был поражен их интересом к занятиям, открытостью и готовностью часто повторять одни и те же движения. Он обнаружил также, что они слишком восприимчивы и могут уловить мысли и настроения учителя по его выражениям, манере разговора или взгляду. Фактически если бы учитель несправедливо наказывал или хвалил учеников, они бы его не уважали. Этот инструктор вел занятия пятнадцать лет, но только занимаясь с детьми он понял, что дух гармонии и истинной любви — основа обучения Айкидо. Он говорил также, что, уча детей базовой технике Айкидо, он учился у них основам любви и гармонии. Интерес к Айкидо и желание заниматься у детей значительно превосходит представления множества взрослых. Методика занятий с детьми и подростками отличается от используемой для взрослых, но основа и последовательность остаются теми же. Как и в классе для взрослых ученики начинают с подготовительных упражнений, таких как фунакоги (гребля на лодке) и фуритама (развитие Ки). Эти упражнения были разработаны Основатедвам, когда он понял, что «личность по сути не отличается от вседванной», как способ развития связи собственного центра с универсальной сущностью. В упражнении, имитирующем греблю на лодке, нужно поставить одну ногу вперед, а вторую назад, и как бы взять в обе руки весла. Таз становится центром повторяющихся движений вперед и назад, напоминающих движения при гребле. За счет движений вперед–назад Ки накапливается в центре, что способствует соединению ума и тела. Ученикам действительно нравятся ритмичные движения, несрасточительря на необычность названия упражнения и входящих в него движений. После этих предварительных упражнений ученики изучают страховки перекатом вперед и назад и тренируют движения, направляемые круговым движением партнера. Это называют тренировкой укэми, при этом ведущий называется нагэ, а ведомый — укэ. Далее они переходят к перемещениям и работе на коленях, называемым шикко и сувариваза. Поскольку японцы почти утратили обычай сидеть в формальном положении на татами, я опасался, что эта техника вызовет протест или трудности у детей. Это оказалось не так, и к моей радости им действительно понравилась работа внизу. Эти упражнения внизу основаны на сэйза — формальном положении сидя. Как только это положение становится естественным положением сидя, что требуется в начале и в конце каждого занятия по Айкидо, это само по себе ведет к развитию правильного понимания этикета. С древних времен одной из установок будо было «начинайте с этикета и заканчивайте этикетом». Этикет, которому учат в Айкидо — взаимоуважение, внимание к окружающим, чистота — не вырабатывается насильственно за счет внушения и наказания. Он является естественным следствием обучения правильному сидению в положении сэйза и тренировки базы сувариваза. Правильное положение тела дает правильное направление ума. Это справедливо для каждого ученика, который на базе своего центра и собственной инициативы будет чувствовать желание вести себя в соответствии с самыми высокими стандартами поведения. Воспитание этикета — важный аспект тренировки всех занимающихся Айкидо. Сидячее положение сэйза — формальное положение, принятое в Японии с древних времен, служит источником природного этикета, закрепляемого в сознании людей. Я считаю, что даже если обычай сэйза будет уходить из повседневной жизни, его духовные и этические корни так просто не исчезнут. И когда я вижу детей, сидящих в сэйза выпрямив спины и держа руки на сложенных коленях, я снова чувствую, что это положение должно занимать центральное место в тренировках по Айкидо. Это — источник правильного этикета, основа многих видов техники, и это — существенный компонент хорошей тренировки. Наблюдая лично занятия Айкидо для детей и подростков, я пришел к заключению, что решение об открытии класса для них оправдано. В то же время, я ощущаю ответственность за правильную передачу им моральной и духовной сущности Айкидо. Это особенно актуально в современных условиях, когда молодежные проблемы становятся общемировыми. Нельзя обвинять в этом только молодежь, взрослые тоже должны нести ответственность. Ранее я отметил, что некоторые люди неправильно понимают что такое Айкидо. Теперь я должен сказать, что есть люди, неправильно понимающие назначение Айкидо. Это особенно характерно для родитедвай, чьи дети не такие агрессивные и сильные как другие — они заставляют детей заниматься Айкидо, чтобы решить свои проблемы. Думать, что занятия Айкидо сделают детей крепче и сильнее, несправедливо и по отношению к своим детям, и по отношению к Айкидо. Айкидо отвергает любые формы насилия, оправданные и неоправданные. В другом случае мы бы не увидели отличий от видов боевых искусств, где отправными моментами являются лесьба и победа. Рискуя повторяться, я все-таки хочу ещё раз сказать что Айкидо — это духовный путь, и его идеал — достижение гармонии и любви. Развивая ум и тело, особенно ум, оно ведет к совершенствованию личности и развитию человечности. Мы учим детей не грубой силе, не насилию, но развитию Ки на базе тренировки тела и ума, которая постепенно создаст в их жизни уверенность, самооценку и чувство контроля. Мы, таким образом, стремимся к тому, чтобы и дети и их родители правильно понимали задачи Айкидо. Инструктор также постоянно должен помнить главное назначение нашего искусства, и при обучении детей никогда не думать, что они неспособны понять основы Айкидо. Дети тоже должны рассматриваться как личности, ищущие развития по пути любви и гармонии, как и все мы независимо от возраста. Кисшомару Уэшиба
|