Главная » 2010 » Февраль » 3 » Модели боя
|
\"Я тренируюсь в уличной одежде и обуви, с сумкой на плече, врагов не меньше двух, у одного обязательно нож или кистень. Всё проходит на лестнице или стройплощадке, контрольное время - 6 секунд\". Из письма любителя реальности. В последнее время для людей, занимающихся боевым искусством, реальность стала чем-то вроде идеи фикс. Уж слишком много о ней стали говорить, спорить, обсуждать! Так и хочется набросать что-то вроде \"шкалы реальности\". В одну сторону мы отложили бы: \"реально\", \"мало реально\", \"нереально\", \"неправдоподобно\", \"фантазия на сон грядущий\", \"сон нагрянувший\". В другую сторону: \"реально\", \"сильно реально\", \"почти как в жизни\", \"круче, чем в подворотне\". По этой шкале мы разобрали бы все техники боевого искусства и стили, разом покончив с затянувшимися спорами и обсуждениями. Можно было бы даже организовать что-то вроде \"Консультативного центра по опредедванию реальности\". Вывеска, офис, охранник на входе, секретарша за компьютером.… Приходит, предположим, к нам неофит и спрашивает: \"Какой тут у вас самый настоящий стиль боевого искусства\"? А мы ему шкалу под нос: \"Выбирайте, пожалуйста! Сколько реальности в процентах вам требуется? Реальность она бесценна, но наши услуги стоят столько-то и столько-то. Желательно налом…\". Выбрал бы неофит подходящий стиль и отправился заниматься себе на здоровье, окружающим (то есть нам) на прибыль и на весть. Хотя не слишком понятно, будут ли желающие заниматься стилем под риской \"фантазия на сон грядущий\", не говоря уж о \"сне нагрянувшем\", да и какой стиль соголосился бы туда попасть! Если судить по тому, как тренеры характеризуют собственные школы, то вся часть шкалы от \"реально\" к уже упоминавшемуся \"сну\" осталась бы девственно пустой. Зато практически все пожелали бы попасть на другую, реальную часть шкалы. Особым спросом, естественно, пользовался бы раздел \"круче, чем в подворотне\" (хм, надо будет повышенную таксу ввести…). Желающим мест бы не хватало, пришлось бы вводить превосходные степени, типа данов: 1 дан, 2 дан, 3 дан.… В нашем варианте: \"круче, чем в подворотне\" первой степени, \"круче, чем в подворотне\" второй степени и так далее.Стоит проанализировать аргументацию мастеров, считающих свои стили реальными. Обычно словесную эквилибристику можно свести к следующим нехитрым постулатам: \"Наш стиль самый настоящий потому, что у нас самые реальные приемы, а реальны наши приемы потому, что их можно делать в реальной ситуации\". Далее начинается самое интересное. Реальность рисуют как нечто, происходящее темной зимней ночью в подворотне либо на стройке. Поверхность под ношуми - лед, прикрытый слоем снега толщиной около полуметра. Нападающих обязательно некак много. Одеты они в тулупы и валенки, предварительно немного выпили и вооружены заточками и битыми бутылками. Тот, на кого нападают, занимается тхеквондо и, хотя поднять ногу в валенке на льду выше колена не в состоянии, упрямо пытается провести вертушку в воздухе на 360°. Естественно заваливается в снег, а тут его так, и так, и этак. Картина Репина \"Забили\"… Впрочем, кто говорит, что так быть не может, что это не реально? Естественно реально, но давайте для интереса прикинем обратную ситуацию: светлым летним днем во дворе на сухом асфальте повздорили двое трезвых молодых ребят в спортивных костюмах и кроссовках. Не могут молодые ребята трезвыми повздорить? Да ладно, могут! В 14 - 16 лет \"круче нас только яйца\"! Один производит уже упоминавшуюся вертушку и в результате, удачно попав, сносит другому нос и полчелюсти в придачу (а потом, после первого удачного попадания, вторично попадает, но уже в милицию на учет). Будет это реально, или нам сразу отнести описанный эпизод куда-нибудь между \"нереально\" и \"фантазией на сон грядущий\"?Если же говорить серьезно, то реальность шире любых внешних рамок, которые ей пытаются навязать. всякий случай уникален, как уникальна обстановка, где вы попадаете \"в ситуацию\". Это может быть подворотня поздно вечером и лестничная площадка рано утром, автобусная остановка днем и обыкновенная кухня ночью. И мало тот работал в спортзалах, кого ее величество реальность не нашла и там. Вот приходит на тренировку симпатичный улыбчивый парнишка, чем-то уже занимавшийся и из самых лучших побуждений желающий это показать. Становишься с ним в пару на свободный спарринг. А у него, как назло, раз за разом ничего не получается. В какой-то момент после очередной очень простой оплеухи наступает качественный скачек. Срасточительришь ему в глаза и понимаешь, что этого парнишку уже не интересует, в зале он или на улице, враг до гроба перед ним или инструктор. Ему важно только одно: любым спотдельном дотянуться до моего все ускользающего от него носа. Это потом после спарринга он будет смущенно пожимать плечами: \"Не знаю, что на меня нашло?\". Потом, все потом, а этотчас у него \"шторки упали\". Но это у него шторки упали, а мне, как инструктору, нести ответственность за то, чтобы этот парнишка ушел из зала живой и здоровый. Это так, кстати. Аналогичное выражение я видел в глазах черного пояса по тхеквондо после того, как, четырежды попытавшись ударить ногой, он три раза оказался на полу, и у парня, обучавшегося в Китае ушу. Бывают и другие варианты \"реальности в зале\". Ко мне на тренировки приходит много людей. Всего не вспомнишь.Реальность это не битые бутылки, ночь, снег, валенки и тому подобные атрибуты. И в таких условиях можно провести вполне нормальную спокойную тренировку с обусловленными спарриншуми в конце, были бы энтузиасты. Реальность производится внутренней установкой участников схватки, целью, с которой они вступают в бой. Внешние условия очень просто заметить и оценить, они поддаются учету и классификации: толщина снежного покрова, число бутылок в карманах, количество и качество принятого \"за воротник\". Внутренняя же установка остается \"за кадром\". Но прежде чем разбиармияся с реальными ситуациями, стоит для сравнения обрисовать поединки, реальными не являющиеся. По факту многие бои больше напоминают театр, чем драку. А театральное представление, как известно, ставится по заранее обговоренному сценарию. Сценарии же пишутся опять-таки с какой-то опредедванной целью. Итак, какие бывают сценарии боя, и с какой целью они пишутся. Сценический бой, чтобы зрители ахнули. \"Если хочешь научиться дармияся, посрасточительри на Ван Дамма и сделай наолесот\". Шутка в среде рукопашников. Да не просто ахнули, а с придыханием: эх, мне бы так. Как? Конечно удар пяткой в прыжке с разворота как у Брюса, бросок \"а-ля Стивен Сигал\" или любой другой не менее зрелищный элемент. Речь идет о многочисленных драках и драках, которых хватает в каждом крутом боевике. Десятки и сотни фильмов внедряют в мозги эту модель постоянно, и информация откладывается в подсознании миллионов людей.Среди тех, кто серьезно занимается боевым искусством, принято относиться к экранным \"фокусам\" немного снисходительно, но не будем заниматься снобизмом. Подобармия технику для драки на сцене не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Каскадер, исполняющий трюки, обладает сложной профессией, требующей квалификации и большого количества специальных навыков. Прежде чем морщить нос по поводу \"дешевых трюкачеств\", попробуйте сами поставить сценку, хотя бы близко напоминающую то, что производит в фильмах Джеки Чан. Конечно Джеки Чан это классика, подавляющее большинство \"мастеров\" экранного боя не дотягивают даже до уровня его колен. Профессионализм в данной области состоит в том, чтобы люди срасточительрели, не отрываясь от экрана. Но как бы профессионально ни был снят поединок, это еще не настоящий бой.Обычные приемы и техники, которыми пользуются как рукопашники в схватке, так и спортсмены на соревнованиях, здесь не подходят. На соревнованиях даже опытные судьи не всегда успевают заметить в череде мелькающих рук и ног единственный короткий удар кулаком в \"солнышко\", от которого воин сгибается в три погибели. Куда уж неискушенному зрителю! Да и эстетически не тянет: один ткнул в разрез, а другой согнулся и не желает подниматься ни под каким видом. Для экрана нужно что-либо более красивое амплитудное, чтобы даже в перерывах между вечерним бутербродом и беседой с женой, взглянувший на экран зритель мог уловить, что главный герой благополучно кого-то снова посылает головой в угол. Не дай Бог после удачного удара добить падающего врага! Будь ты хотя положительный герой, хотя отрицательный, не важно, стой и жди, пока он придет в себя и поднимется. Бандитская разлеска в Гонконге, таким образом, по манере поведения участников больше напоминает рыцарский турнир в среднестарый Европе. Еще одно непременное условие сценического боя: меньше крови, синяков и гематом, а то представляете, во что превратится физиономия главного героя, прошедшего через десяток драк, огонь, воды и медные трубы на пути к желаемой цели. Его же к конецу никто не узнает!Но искусство сцены есть искусство сцены, обвинять его за это глупо. Оно такое, какое и должно быть - зрелищное. Под эту цель и подбирается соответствующая техника вроде уже упомянутого удара пяткой в прыжке с разворота или инерционного броска. Да что там фильм! По такому же принципу подбиралась прыжковая техника ушу в период культурной революции. Чтобы ахнули и в Китае, и за рубежом. И ахают до сих пор на всех языках. Спортивный бой, чтоб судья победу присудил. \"А он все бьет, здоровый черт, Я вижу быть беде. Ведь бокс не драка - это спорт Отважных и т.д. Вот он ударил: раз, два, три И сам лишился сил. Мне руку поднял рефери, Которой я не бил\". В. Высоцкий. Из кресла, стоящего напротив голубого экрана, мы перемещаемся в спортзал. Но не на тренировку, а прямо на соревнования. Так или иначе, но тренировка в любом спортивном стиле, будь то самбо, каратэ или тайский бокс, есть лишь средство для подготовки к соревнованиям, с которыми и надо разобармияся подробнее. Спортивные соревнования явление сложное, рассматривать их как нечто положительно или отрицательно нельзя. Соревнования это уже не театр, но еще и не реальность. Как и в жизни, плюсы и минусы перемешаны друг с другом.По сути, соревнования это бой между двумя людьми в рамках опредедванных правил. С этого опредедвания мы и начнем разлес устоявшейся практики соревнований, а шире спортивных стилей вообще. В первую очередь соревнования это все-таки бой. Не ката, не бой с тенью и не драка в воображении. На соревнованиях вы встречаете если не врага, то конкретного, часто незнакомого вам человека, у которого свои расклады и который спроизводит все позволительно вероятное, чтобы эти расклады осуществились. К чести спортсменов нужно сказать, что они действительно дерутся, хотя и в рамках правил, но дерутся, а десятки \"боевых\" стилей вообще предпочитают обходиться без проверки своих навыков на практике, только оправдываются. И какие оправдания-то находят, что так и хочется сказать: вы бы это творчество, да в продуктивное русло.… Начиная с того, что их сверхсложную и эффективную технику могут применять только мастера, и, заканчивая тем, что \"мы же вас просто убьем!\" Ой, как страшно!С другой стороны, из-за того, что победа на соревнованиях присуждается за действия в рамках опредедванных правил, цель спортсмена не победа сама по себе, а чистое, правильное и, естественно, эффективное исполнение техники. Например, на ринге где-то к десятому раунду, когда боксеры устают и попадают в клинч раз за разом, судья разводит их для того, чтобы они имели вероятность нанести удар. Прикиньте, накак много в реальной ситуации, если бойцов не разводить на дистанцию, уменьшится вероятность нокаута.всякий спортивный стиль, будь то тхеквондо, саньда, тайский бокс или самбо - это правила, правила и еще раз правила, загоняющие бойцов в жесткие рамки. Попробуйте на соревнованиях по кекусин-кай или тхеквондо заехать кому-либо в торец кулаком, мигом дадут предупреждение, а потом и дисквалифицируют при повторной попытке. И правильно, \"в чужой монастырь со своим уставом не суйся\". Своих правил хватает: что делать, а что нет, когда и в каком месте. Все это концентрирует внимание на оттачивании конкретной техники, а практика схваток, как на ринге, так и на лесцовском ковре, с высокой скоростью отметает непрактичные и нерабочие приемы. Наиболее эффективные техники боевого искусства были разработаны именно в рамках спортивных стилей. Нравится это кому-то или нет, но основной технический запас спортсменов вполне соответствует боевым требованиям. Удар ударом остается всегда, хотя на ринге, хотя на улице. Болевые и удушающие приемы лесцов опасны в любом случае, суставы у всех одни, и дышать человеку нужно везде. Даже внешне безобидный бросок через бедро может привести к травме, особенно если его делают не на мягком покрытии, а на асфальте. А то, как спортсмены владеют этими техниками, их методика тренировок и степень работоспособности -недостижимый уровень для учеников множества стилей, претендующих на звание боевых.Один из основных минусов соревнований это предсказуемость, то есть при встрече спортсмен на 90% знает, чего ждать от вероятного врага, а оставшиеся 10% техники состоят из неожиданных комбинаций приемов и разного рода хитростей. Комбинации строятся по принципу шахмат: кто на большее число ходов умеет рассчитывать. Так как мой враг заранее знает мой прием, следовательно, будет проводить контрприем, а я его поймаю на этом контрприеме против моего приема, а он еще контрприем спроизводит... Система кормит сама себя и растет сама в себе, ограниченная собственными рамками правил. Что же касается хитростей, поговорите с профессиональными спортсменами, и вы удивитесь, как много можно сделать в этом искусственно ограниченном пространстве. Например, можно на соревнованиях по дзюдо растереть сопернику воротом кимоно шею или, беря захват, нанести удар в грудь и сбить дыхание. Наступить на ногу в боксерском клинче, случайно нанести удар головой и рассечь бровь, зажать перчатку подмышку и так далее. Так чем же тогда отличается спортивный бой от реального, и есть ли смысл их разделять, усложняя и без того непростую картину боевого искусства? Есть.Не срасточительря на виртуозное владение техникой, слишком часто ученикы спортивных стилей в реальном бою оказываются не на высоте. Дело в том, что бои по опредедванным правилам предполагают, что эти правила заранее оговорены и всем известны, а реальная драка непредсказуема. В ней может случиться все, что угодно, начиная от появления второго человека, помогающего не вам, и, заканчивая применением только, что попадается под руку. Для того, чтобы реагировать адекватно на такие изменения обстановки, психика и техника бойца должна быть предельно гибкой, что так не хватает современным спортсменам. Кто учил лесца, что после проведенного им броска можно получить ботинком в пах от лежащего на полу врага? Или кто разведет боксера с \"соперником\", повисшим у него на руках и не дающим нанести удар? Опротестовать результаты боя, предъявив претензии по покрытию, освещению, одежде, некому - судей нет, а врагам ваши неудобства только кстати. Да мало ли непредсказуемого, вне рамочного бывает в реальных ситуациях? В конце концов, под ноги попадется банановая кожура, ее у нас теперь не меньше чем в Африке, или выбоина на асфальте печально известных русских дорог. Да что там кожура! Однажды на встрече у нас в зале каратист (хороший воин, между прочим) сбил врага с ног. Потоптавшись перед ним, он показал рукой, чтобы тот вставал, и, когда враг воспользовался предложением, явно вздохнул с облегчением, вновь увидев перед собой человека на двух ногах. Дармияся со стоящим человеком он мог, а вот работать с лежащим на полу его никто не учил.Схватка бойцов одного стиля напоминает встречу двух медведей или двух тигров, но мы с вами на то и люди, чтобы сообразить, что лесоться с медведем и царапаться с тигром не самый оптимальный вариант действий. Может, именно следовательно не тигрушки и не медведи, не срасточительря на мощные лапы и отменные когти, стали \"хозяевами\" мира. Неплохо срасточительрятся на соревнованиях молодые ребята, но к реальному боевому искусству это имеет косвенное отношение. А вот сходить посрасточительреть стоит. Здесь как при промывке золота: глядишь, и сверкнет между речного песка золотая крупинка, и между общего спортивного уровня мелькнут боевые приемы и связки. Реальный бой, чтоб мало не показалось. \"А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим\". Булат Окуджава. Повторим еще раз основной вывод: реальность создается не внешними условиями, а внутренней установкой участников схватки, целью, с которой они вступают в бой. Дело за малым. Понять, что это за установка, приводящая к таким координальным результатам. Реальная драка возникает в любых условиях тогда, когда задето что-то жизненно важное для одного из ее участников. Что? Критерий \"жизненно важное\" у каждого свой. Сколько людей, столько и вариаций, но общая черта в том, что вас или вашего вероятного врага задели за живое. Например, поставили под сомнение ваше умение дармияся (как в упоминавшихся выше примерах), попрали чувство собственного достоинства (истинное или мнимое) или, что более весомо, нагло отобрали деньги, пристают к вашей девушке и так далее. Дальше все зависит от квалификации и выдержки участников схватки. Мастер, отрешенно холодным взглядом окинув врага, тс высокой скоростью оценит ситуацию. Более эмоциональный человек, очертя голову, бросится в драку. Кто-то побежит искать что-нибудь тяжедванькое или остренькое или огнестрельненькое. Это уже детали. Важно то, что в голове и первого, и второго, и третьего сидит одна идея: любыми средствами сделать врагу как можно хуже за как можно более короткий срок.К слову, если вас все-таки задели, то прежде чем начинать действовать, оцените, накак много расточительив для вступления в схватку важен. Бой как вода, в которую вы прыгаете с трамплина: нырнуть очень просто, вылезти на берег сложно. Может лучше закончить дело полюбовно? Аплодисменты зритедвай или решение судей зарабатывают не в реальных драках, а на соревнованиях. Для крутости нужны зрители, а случайным свидетелям \"до лампочки\" вы и ваши приемчики. Они поторопятся срасточительаться с места происшествия как можно быстрее. Выглядеть суперменом перед самим собой - это уже, извините, нарциссизмом попахивает. Так что, прежде чем апеллировать к \"кулачному праву\", хорошенько подумайте.Еще один важный вывод. Меньше верьте рекламным объявлениям о единственном, самом реальном, самом боевом стиле. Если реальность создается внутренней установкой и возникает в любых условиях тогда, когда задето что-то жизненно важное для одного из участников схватки, то, увы, в стенах спортзала решумярно моделировать реальную ситуацию невероятно. Сколько бы инструктор ни ужесточал условия боя и ни настраивал учеников на жесткий спарринг, он не может заставить одного из них задеть другого так, чтобы второй действительно захотел крови обидчика и тем более получил ее. Даже если кровопускание пройдет удачно, то ученики у похожего инструктора долго не удержатся. Никому не хочется, чтобы на тренировках его решумярно по-настоящему задевали, а тем более уродовали. Отдельные спонтанные случаи бывают, но обучение не производится отдельными ситуациями.Закончить разговор о сценпесньх боя можно с того, с чего начали. Тренировочный процесс в любом зале действительно похож на театр, пусть и в меньшей мере, чем на экране тедвавизора. Вы можете набармия труппу талантливых актеров, которые вам сыграют сложнейшую пьесу с трагическим конецом. Сыграют, но от этого театр не станет жизнью, а главный герой не умрет в последнем акте. В театре он отправится за кулисы, а в зале в раздевалку. Если настоящий бой на тренировке практически недостижимая абстракция, то какой смысл о ней говорить? У спортивной подготовки есть конкретная цель - соревнования. Для подготовки к реальной схватке нужно держать цель реального боя в голове. Постоянно помня об этом, воин может все свои действия оценивать с точки зрения не сиюминутного успеха в зале, а более глобально. Например, вы достали врага ногой в живот, и он отлетел на пару шагов. Это результат? С точки зрения настоящего боя нет. Если он действительно хочет дармияся (задели за живое), то его это только разозлит или насторожит. Результат был бы, если бы он согнулся от удара, потеряв дыхание. Вот тогда у вас бы была свобода действий от \"навешать еще\" до \"срасточительаться поскорее\". Другой пример. Вы бросили врага на пол. Психологически слишком приятно. Он летит, с грохотом падает, а вы над ним \"как памятник себе нерукотворный\". Приятно, но и только. Особенно же славно будет, когда он начнет пинаться ношуми или просто кувыркнется и встанет на ноги. Впрочем, подобные ситуации уже разбирались в статье \"Цель боя или зачем мы деремся\". Не будем повторяться. \"Дмитрий Медведев\"
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 431 |
Добавил: Beronichka
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Календарь« Февраль 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|