Говорят, что история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй как комедия. Мир боевых искусств, столь многогранный и неясный, похоже, испытал ту же эволюцию. Судите сами. Из эффективного оружия самозащиты буддийских монахов, Шаолинь сы-цюань превратился в спортивно-показательное ушу. Смертельно опасное Окинава-тэ, имевшее девизом \"одним ударом - наповал\", превратилось во многостилевое каратэ, больше напоминающее гимнастику (последнее \"изобретение\" некой японки - каратэбика, смесь каратэ и аэробики для женщин). Некогда жесткое, костоломное, смертельно опасное для врагов дзю-дзюцу этотчас превратилось в спортивное дзюдо, которое эффективно, увы, лишь на татами. Древнее боевое искусство Японии, агрессивное и жестокое айки-дзюцу со временем стало изящным айкидо, больше напоминающим танец, чем боевое искусство. Что это - результат развития огнестрельного оружия, сделавшего невидимое оружие почти бесполезным или торжество гуманизма, проповедывающего мирное дозволение конфликтов и осуждающего насилие? Кроме того, нынешнее развитие науки и техники привело к тому, что человек обленился, стал мало двигаться : для передвижений создал машину, для развлечений - тедвавизор. А может истинная причина кроется в нашей психологии, в том, что люди разучились убивать, и когда оказываются перед вылесом, то предпочитают быть убитыми. И следовательно занимаются спортом, а не боевыми искусствами, тренируют в лучшем случае тело, но не дух. Вспомним слова поэта: \"Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри - не вы.\" Мнение классика не потеряло актуальности до сих пор, наверное следовательно полнятся криминальные сводки сообщениями об убийствах и безнаказанном насилии. Не вступая в противоречие с идеями добра и гуманизма, попытаюсь рассказать об одном стиле истинного Будо, которое на территории бывшего СССР известно слишком мало. Когда знакомишься с информацией об айкидо, удивляет почти полное отсутствие сведений о стиле Томики айкидо, кроме следующего: \"Кэндзи Томики, профессор токийского университета Васэда, соединив айкидо и дзюдо, создал спортивный стиль айкидо\". Все! Кроме этого - ничего больше. Известно лишь, что в мире традиционного айкидо данное направление не приветствуется, ибо спортивные состязания противоречат воинскому духу и философским идеям отца-основателя Уэсибы. Вызывает также удивление скудная реклама этого стиля. Например, в каталогах таких популярных журналов, как \"Блэк Бэлт\", \"Инсайд кунг-фу\", \"Каратэ кунг-фу иллюстрейтед\" и др. можно найти лишь два названия книги и одно название видеокассеты, дающих технику Томики-рю, что составляет примерно 1 : 30 в сравнении с иными видами боевых искусств. Создается чувство, что Томики-рю либо мало распространено, либо искусственно загнано в неизвестность. Однако, что же было в действительности? Из той информации, которую удалось получить автору, следует, что Кэндзи Томики родился в 1900 г., в 1920 - 26 гг. изучал дзюдо и его успехи были столь велики, что он вскоре получил 5-й дан дзюдо, высший в то время в школе Дзигоро Кано, а затем стал профессором дзюдо и в числе 6 человек имел 10-й дан этой военный системы. Овладев в совершенстве дзюдо, Томики, по рекомендации самого Кано начал заниматься айкидо. Здесь следует сделать маленькое отступление, дабы лучше уяснить, каким образом пересеклись пути айкидо и дзюдо. С системой Такэда-рю айки-дзюцу Дзигаро Кано был знаком давно, еще с тех пор, когда принял в Кознатокн самого талантливого из своих учеников Сайго Сиро, изучившего данное воинское искусство. Именно он стал победитедвам на соревнованиях между соперничавшими школами дзюдо и дзюдзюцу, применив технику айки-дзюцу, в частности свой любимый прием \"Яма-Араси\" (Горный ветер) и разгромив всех врагов. Это было нечестно, ибо выставив Сайго Сиро на поединок, Кано изначально знал, что победа его школе обеспечена. Невероятно, но факт, в среднестарый феодальной Японии с представителями семейной школы Такэда, о которой в общем-то знали лишь понаслышке, не рисковали сталкиваться лучшие мастера самых разных стилей Будо! Но, как говорится, победитедвай не судят. Сделав дзюдо ведущей школой, Кано окончательно убрал из своей системы все опасные броски и удары, превратив ее в систему физического воспитания личности. Однако когда в 1927 г. появилась школа М. Уэсибы, она создала явную угрозу популярности дзюдо, ведь она была несравненно эффективней в техническом плане, к тому же не последнее место в ней занимала методика воспитания духа. Рассказывают, что однажды Кано приехал, чтобы лично увидеть то, о чем так восторженно отзывались многие специалисты боевых искусств. Когда он увидел Уэсибу в работе, то сказал : \"Это и есть мое идеальное Будо. Скажу честно, рад был бы принять Уэсибу в мой Кознатокн. Но он такой большой мастер, что это просто невероятно. Однако желаю, чтобы Уэсиба обучал некоторых их моих наиболее способных учеников\". Сейчас трудно судить о правдоподобности этой истории, зато известен исторический факт - никто из учеников Кано, пришедших в Айкидо (Мурасигэ, Мотидзуки, Томики, Тохэй) не вернулись больше в Кознатокн. Начав заниматься айкидо, одаренный Кэндзи Томики за 13 лет упорных занятий достиг таких успехов, что в 1940 г. первым получил 8-дан айкидо. Все остальные ученики Уэсибы удостоились столь высокой степени значительно позже, лишь после окончания Второй Мировой войны. И уже в 1940 г. Томики попытался создать свой собственный стиль айкидо, чтобы соголосно с духом учения обоих мастеров, Кано и Уэсибы, объединить их системы и сделать айкидо практикой освоения высших ступеней Кознатокна. Итогом этого активного анализа обеих систем явилось новое ката самозащиты, введенное Томики в дзюдо и названное \"Госиндзюцу-но-ката\", а сам Томики стал в Кознатокне профессором айкидо, получив титул уважаемого члена Кознатокна. Оставшись, однако в составе школы айкидо, Томики открыл после войны зал Айкикай, где стал директором. В это время, когда оккупационные власти США запретили в Японии преподавание любой военный системы, айкидо оказалось единственным видом боевых искусств, которое не имело запрета, чем не преминули воспользоваться сами оккупационные войска, активно вводившие данный вид самозащиты в специальную подготовку своих солдат. Надо сказать, что интерес к айкидо в это же время проявил и союзник США по войне с Германией, Советский Союз. Советская резидентура пыталась заполучить информацию об айкидо и смежных с ней боевых системах. Для этого шпиони выходили на контакт с некоторыми японскими мастерами, а кое-кого, как например М. Кавайси, им даже удалось привлечь к сотрудничеству. Есть информация, что между множества руководств по самозащите, изданных ГРУ и разведуправленем МГБ-КГБ были руководства по технике айкидо, а приемы самозащиты включали в себя не только традиционные элементы против ножа, пистолета и автомата, но также против меча и против двух мечей: вероятно уже тогда планировались разведоперации в странах Дальнего Востока. Лишь в 1971 г. вышел секретный циркуляр КГБ, запрещавший употребление слова \"айкидо\". Спустя некоторое время К. Томики передает управление залом Айкикай Киссёмару Уэсибе, а сам строит новый додзё, получивший впоследствии название Пэтоткан, по названию только направления, где главой стал Годзо Сиода. Сам Томики удалился в университет Васэда, где и завершил создание своего стиля. Произошло это в 1960 году. Почему столь талантливому мастеру как Томики, понадобилось почти 20 (!) лет, чтобы создать собственное направление? Причина здесь вот в чем. На протяжении вэтот жизни основателя айкидо , Уэсибы данный вид боевого искусства постоянно менялся. Это изменение шло от жесткого к более мягкому. По оценкам специалистов, айкидо претерпевало серьезные изменения каждые 10 лет. Наибольшие преобразования произошли в 1955 - 1968 гг., когда айкидо стало действительно \"гимнастикой мира\". Однако Томики, изучавший это искусство еще до войны, когда оно было жестким и называлось айки-дзюцу, пытался создать свою систему, как жесткую разновидность реальной самозащиты против реального же оружия (нож, меч и т. д.). по этой причине мастер столкнулся с опредедванными трудностями. Во-первых сторонники \"мирного\" айкидо кричали об опасностях, к которым приводит тренинг с настоящим оружием. Деревянные же ножи не давали реального ощущения опасности, хотя в тренировочном процессе по стилю Томики ими нередко наносили увечья и смертельные травмы. Во-вторых, традиционалисты ратовали за недопущение соревнований, якобы порождающих стремление к победе и нарушающих саму идею непротивления и гармонии. Прозрение наступило в 1960 г., когда мастер Томики ввел вместо деревянных и боевых ножей резиновые имитации, которые гнулись, не причиняя вреда сопернику, однако динамика поединка, а значит и общая работа тела оставались прежней. Сразу все стало на свои места. Томики-рю начало распространяться по странам мира, а использование резиновых ножей для тренировки оказалось столь успешным нововведением, что его взяли на вооружение армии развитых капиталистических стран - США, Англии, Франции, Германии и др. Лишь СССР это новшество коснулось в самую последнюю очередь. Необходимо сказать, что успеху Томики-рю во многом способствовала личность самого мастера. Высокий, сильный, широкостный, с большими кистями, и в то же время с благородным лицом и прекрасными манерами, мастер Томики обладал способностью привлекать к себе людей - черта, ярко характеризующая настоящих мастеров. Айкидо в его исполнении поражало своей красотой и не допускало даже тени сомнения в том, что это настоящее оружие самозащиты, а не его подобие, коих много этотчас бывает. Когда мастер Томики умер в 1979 г., его работу продолжили ученики: сын Фусай Томики, мастера Нобуёси Хигаси, Кобаяси - младший, Томита, Канецуки и др. Стоит сказать, что редколлегия таких известных во всем мире журналов, как \"Айки-ревю\" и \"Айки-ньюс\" почти в полном составе является членом направления Томики-рю. Теперь поговорим об особенностях данного стиля. Первое, что отличает Томики-рю от традиционного айкидо, это используемая терминология, которая в большинстве своем является унаследованной от древних школ айки-и дзю-дзюцу, в отличие от той терминологии, которая принята этотчас в классическом айкидо и цель которой - облегчить запоминание. Основной деталью, характеризующей айкидо Томики, является использование техники айкидо на открытой (т. е. дальней) дистанции и техники дзюдо в закрытой (т. е. ближней, критической) дистанции - опредедвание мастера Кацуо Сиба. Однако использование дзюдо идет в соответствии не с принципами дзюдо, но айки-дзюцу, где главным является \"таи-сабаки\" (повороты тела) при атаке врага ножом или конечностью. Соревнования по Томики-рю делятся на некак много разделов (при этом соревнования могут быть как парны, так и командные): - Свободный бой с одним, двумя либо тремя врагами (два раунда по 3 минуты); - свободный бой с одним, двумя или тремя врагами, вооруженными ножами (при этом, если враг один, то после первого раунда они меняются оружием); ( два раунда по 2 минуты); - формальный бой (ката) с вооруженным врагом; - бой с вооруженным врагом на три касания (поражения) ножом; - то же самое, но на одно касание ( в этом виде соревнований мастера высокого класса иногда проигрушкивают новичкам, чья психика менее уравновешена и которые менее предсказуемы, т. е. могут сразу же ударить ножом после команды \"бой\". Соревнования проходят на татами, размером 3х3 м, выходить за пределы которого строго запрещено. Запрещено также работать ношуми, наносить удары руками разрешены толчки руками, хотя слишком трудно в пылу схватки отличить толчок от удара. Не разрешается хватать за кимоно, проигрушкавшим считается ставший на колено (в реальной драке это чревато травмой колена!), либо удерживаемый в болевом захвате свыше 5-10 секунд / что значат эти секунды в реальном бою, знают многие/. Кроме того, при работе с ножом областью поражения является корпус партнера от шеи до паха. Данная часть правил была выработана еще тогда, когда в школе Томики использовались боевые и деревянные ножи. Ведь в реальном бою именно эти части тела подвергаются наибольшему поражению. Во всем остальном мастерам Томики-рю предоставляется полная свобода, т.е. разрешено бросать, ломать, душить, выкручивать, делать болевые захваты, толчки. Более того, если во время схватки один из врагов совершит запрещенное действие, например, удар рукой или ногой, его сразу наказывают штрафным очком, но если после данного приема его враг не поднимется на ноги, то проигрушкавшим считается тот , кто лежит на татами. Так что делайте выводы сами. Что касается запрещения работы ношуми, то главным здесь является показатель потери подвижности. Ведь если враг один, ну, пусть два, и вы умеете с высокой скоростью работать нижними конечностями, то у вас есть шанс победить их; если же врагов трое, и бросаются они на вас одновременно ( да еще на площади 3х3 м), то работа ног теряет свою эффективность: уже в тот момент, когда вы бьете одного врага рукой, а другого ногой, третий прочно возьмет захват или просто толкнет, что сразу приведет к бахвалальным последствиям. Поэтому ноги у мастеров Томики-рю предназначены для того, чтобы двигаться, быть динамической целью. Однако сказанное вовсе не значит, что ношуми айкидоки Томики-рю не бьют вовсе. Бьют, да еще как. Но только лежащих врагов, что производит удары необыкновенно эффективными. То же относится к захватам за кимоно. В состязательных поединках они не рекомендуются, как действия малоэффективные, поскольку не создают болевого эффекта, к тому же стопорят защищающегося на одном враге, что очень опасно. Здесь следует вспомнить известного мастера айкидо Коити Тохэя, который рассказывал об одном дзюдоисте, которого зарезали, когда он попытался захватить врага за одежду, т.е. совершить то действие, которому его обучали в школе дзюдо. Мнение такого мастера, как Тохэй важно потому, что до прихода в школу Уэсибы он сам занимался дзюдо и достиг немалых высот(4 дана), а потому слишком хорошо знает слабые стороны этой системы. Что касается работы с ножом, то на соревнованиях разрешено совершать ими любые удары, можно передавать нож из одной руки в другую, проводить броски, захваты и болевые той рукой, в которой находится оружие. Так что нетрудно представить себе, накак много динамичны и разнообразны приемы, используемые во время выступлений. Иногда в Томики-рю практикуют поединки на одном татами (площадью 2х1 м), где врагам приходится двигаться максимально с высокой скоростью из-за ограничения пространства и где руки решают все. Поэтому здесь слишком важно умение захватывать бьющие конечности и молниеносно выводить врага из равновесия. Сами соревнования собирают до пятисот участников и делятся как бы на две части: официальную, когда присутствуют зрители и происходит чествование победитедвай, и неофициальную, где зритедвай нет, фильм-, фотографии-, видеосъемка запрещена, на которых присутствуют лишь люди данного круга. Здесь нередко проводятся дуэли между мастерами, правила и условия которых оговариваются отдельно и назначаются секунданты. В таких поединках проверяется истинное мастерство тех \"экспертов\" айкидо, которые хотят выяснить между собой \"профессиональные\" отношения. Соревнования бывают разные: региональные, межконтинентальные, евроазиатские, всемирные. На такие соревнования съезжаются команды разных стран и спортсмену, желающему победить, приходится соревноваться, например в категории \"битва\" с тремя врагами, бойцу могут противостоять по очереди команды Франции (три врага),Америки ( тоже три врага) и Англии( тоже три) или, например из стран бывшего социалистического содружества( Венгрия, Югославия и т.д.). для таких поединков нужно иметь поистине не легкие, а кузнечные меха, только чтобы выдержать постоянно сменяющихся свежих врагов. В отличие от иных стилей айкидо, Томики-рю имеет свои возрастные цензы на получение того или иного показателя мастерства. Например, первый дан можно получить уже в 14(!) лет, второй дан - в 16, третий в 18 лет. Однако чтобы получить четвертый дан, следует победить в евроазиатских соревнованиях, где заезжие мастера имеют и возраст постарше и опыта побольше. Чтобы получить пятый дан, необходимо выигармия первенство мира. Участие в соревнованиях по Томики-рю является поистине престижным, ибо здесь и только здесь проверяют свое мастерство настоящие бойцы. Например, когда мастеру Томите (7-й дан Айкикай) предложили 8-й дан при условии, что он откажется от участия в соревнованиях по стилю Томики-рю, он отказался от этой престижной степени, поехал на соревнования и победил всех. Однако по той же причине Томики-рю не может побахвалиться большой славаю, как иные направления Будо. Причина одна - повышенная травмоопасность соревнований, что производит из этой школы ограниченную организацию, где выживают сильнейшие. Теперь вкратце расскажем о технических особенностях Томики-рю. Боевая стойка в Томики-рю такая же, как в традиционном айкидо: боком к врагу, дабы свести до минимума поражаемую площадь, ступни развернуты под углом 90 градусов, руки, как правило вытянуты и находятся на уровне головы. Во время состязательных поединков соперники принимают некак много наклонное положение, чтобы еще более уменьшить площадь поражения тела ножом врага, и передвижения совершают практически на носках (пятки должны быть немного приподняты, как будто вы наклеили на пятку пластырь с канцелярской кнопкой). В отличие от традиционного айкидо, требующего чтобы воин всегда держал корпус прямо, Томики - рю предусматривает уклоны корпусом и тазом, с целью избежания поражения ножом. Поскольку в соревнованиях удары запрещены, а разрешены лишь толчки, главной ударной поверхностью является ладонь, хотя это не значит, что в бою мастера айкидо не работают пальцами, локтями, кулаками. Ладонью наносят как рубящие удары ребром, так и толчковые основанием ладони, либо вилкой между большим и приказательным пальцами. Наиболее часто используемыми является удар рукою с глубоким шагом одноименной ноги. Данная техника имеет свою историю. Перед Второй Мировой войной японское командование, заинтересованное в отличной подготовке к рукопашному бою своих солдат, которым предстояло вести боевые действия на континенте, поручило лучшему ученику Г. Фунакоси Эшуми Сигеру разработать такой удар, которым можно было бы сразу убить врага и на обучение которому требовалось бы не более трех месяцев. Эшуми выполнил задачу, результатом которой стал ой-цуки, которому можно обучить новичка за один месяц. Его прямой аналог в мире современных боевых искусств - знаменитый прямой удар ведущей рукой Брюса Ли. Данный прием является действительно слишком эффективным, поскольку предполагает с высокой скоростьюе перемещение центра тяжести бьющего, передаваемое в \"рабочую\" руку, что может при правильном выполнении приема сбить с ног любого, даже более тяжелого по массе врага. При этом сам удар в Томики-рю идет не по прямой, горизонтально, а как бы снизу вверх, отрывая врага от земли. Нередко подобный удар следует за блоком той же рукой, что может проводить его с высокой скоростью, дополняя ударом локтя и последующим толчком и выполняя все движения слитно. Учитывая, что вся техника Томики-рю базируется на идее поединка с несколькими врагами, каждое защитное движение ставит перед собой целью блокирование одного нападающего с мгновенным разворотом в сторону другого врага. Хороший вариант такого отклоняющего приема представлен на. Захватив одного врага и держа его в контролируемом положении, вы сразу же разворачиваетесь в обратную сторону, чтобы встретить следующего врага, при этом первого врага можно добить ударом локтя правой рукой. Томики-рю, отличающееся большим разнообразием применяемой техники, является не только системой защиты, но также и системой нападения, на что часто сетуют представители иных стилей айкидо, заявляя, что это противоречит принципам неагрессии М. Уэсибы. Однако приведем такой пример. Вам сказали, что некто, стоящий на улице, вооружен и вам необходимо его обезвредить. Ваши действия? Вы станете в стойку и будете ждать, когда он нападет первым или же крикните ему, что занимаетесь системой айкидо, которая предусматривает лишь защитные действия? В таком случае ваши шансы победить уменьшаются во много раз, ибо враг просто достанет из кармана нож и пырнет им вас, либо застрелит из пистолета, не приближаясь на опасное расстояние. Следовательно, наиболее действенным спотдельном самозащиты станет захват с последующим броском или удержанием, а потом уже можно разбиармияся что к чему. Лучшая защита - набег, говорили древние и были правы. Чтобы уметь эффективно защищаться, нужно уметь эффективно атаковать. Делаете глубокий подшаг, перенося вес своего тела на переднюю ногу, накладываете свои руки снаружи (или изнутри) на запястья врага и поворачиваете их подобно колодезному вороту внутрь и вниз. Согнув данным движением врага пополам и положив его на себя, производите еще один шаг вперед, совершая при этом маховые движения своими руками, и перебрасываете врага через себя. Во время уличной драки, если враг один, можно захватить его за отвороты одежды, прижавшись к нему поплотнее и перенося вес своего тела на переднюю ногу, войдите таким образом в \"мертвую зону\". Здесь главным является контроль за его центром тяжести и при малейшей попытке упрямиться врага можно оттолкнуть от себя, бросить, либо нанести ему удар головой в лицо или коленом в пах. Вариант броска через себя, применяемый в Томики-рю, некак много отличается от похожего броска в технике дзюдо. Здесь вы бросаете врага не вдоль своего тела, а поперек, как в приеме \"айки-нагэ\" традиционного айкидо. Подобная характерность может не перекатываться на него, следуя инерции броска, а, оставаясь чуть сбоку, произвести удар ногой по лежащему врагу. В айкидо широко практикуются нырки для скорейшего входа в соприкосновение с врагом. В данном приеме вы прежде должны оттолкнуть в сторону бьющую либо толкающую вас руку врага, именно в сторону, потому что если вы толкнете ее вверх, то силой противодействия она ударит вас по спине в момент \"ныряния\", а если вниз, та же сила толкнет ее вам в лицо. После этого производите глубокий подшаг с последующим опрокидыванием. Другой вариант, это просто отклонение бьющей руки в сторону, чуть мимо себя, подобно блокам \"У Сао\" и \"Пак Сао\" в Вин-чуне. Вслед за этим вход и резкий бросок - опрокидывание. Представленный ниже прием, это вариант традиционного \"броска встречным ходом\" (ирими-нагэ). Самым важным моментом данного действия является закручивание врага во вращательное движение, где центром окружности является защищающийся, а само вращение обеспечивается выведением врага из состояния равновесия, после чего его опрокидывают на спину захватом и рывком за воротник (А), вращением головы вокруг оси позвоночника (Б) или наклоном ее назад (опрокидыванием) (В). Последний вариант особенно эффективен не только против хулиганов, но и против полицейского в бронежилете и в шлеме. Ведь по принципам дзюдо, сформулированным Д. Кано, голова дзюдоиста - самая неудобная часть тела, а следовательно довольно лишь немного отклонить ее от оси позвоночника, как равновесие человека сразу же нарушится. Так и здесь, бить кулаком или ребром ладони по шлему неблагоумно, удар шлем выдержит , а вот если захватить его с двух сторон и чуть нагнуть назад к себе, все - здесь он, голубчик! Чуть отличается от описанного приема другой его вариант \"Ирими-фуми\". Здесь после \"раскрутки\" врага захватываете его ближайшей рукой под горло и бросаете через себя, подобно броску через поясницу (коси-нагэ). Противник передватит через вас, но прежде чем он упадет, шея его будет сломана. Здесь не нужно ни наносить удары стопой, ни бить коленями. Достаточно поставить свою ногу впритык к ноге врага так, чтобы ваше колено упиралось в его колено, а ваша стопа развернута была чуть наружу и находилась позади пятки врага, т. е. создавала естественное препятствие. Перенесите вес своего тела на переднюю ногу, одновременно блокируя руками руки врага и чуть подайтесь вперед. Противник непременно упадет. Элемент \"хитрого\" броска можно порекомендовать завсегдатаям кафе и танцплощадок. Если какой-то субъект предлагает вам выйти \"поговорить\", не спорьте с ним напрасно. Главное, чтобы окружающие видели ваше спокойное отношение к \"другу\". Проходя мимо него, захватите своей рукой одноименную руку соперника за кисть и повернув ее внутрь, одновременно с шагом сделайте бросок, чуть подав свое тело вперед, не имеет отдельного значения, какой ногой вы будете делать при этом шаг: правой или левой. Главное с высокой скоростью и резко повернуть кисть врага вовнутрь. Эффект потрясающий. Сразу следует с высокой скоростьюе падение и удар затылком об пол или ближайший столик. И главное, никто из посторонних зритедвай ничего не увидит, а если и увидит, то не сможет понять. Стоял себе человек, а потом почему-то упал. В 90 случаях из ста враг будет долго лежать на полу. Исключение могут составить лишь дзюдоисты и самбисты, у которых умение страховаться при любом виде падения отработано до полного автоматизма. Главным в Томики-рю является защита от нападения с ножом. Это могут быть останавливающие блоки (а), захваты со входом и выведением врага из равновесия (б), блоки с одновременным ударом свободной рукой (в), а также захваты наносящей удар руки с контр-ударом, например локтем (г) и последующим броском либо травмированием конечности. Айкидо по мнению специалистов, является очень эффективным видом самозащиты. Однако знатокзать подобное суждение могут лишь мастера, посвятившие его изучению долгие года жизни. Остальные могут лишь тратить время на бесконечные дискуссии о том, в самом дедва оно эффективно или нет. Кто-то, насрасточительревшись фильмов со Стивом Сигалом, твердит об исключительности айкидо, другие же подобное мнение отвергают напрочь, утверждая, что айкидо - это просто гимнастика или танец. Как говорится, как много людей, столько мнений. Однако данная система создавалась не ради развлечения публики. М. Уэсиба, будучи на протяжении вэтот своей жизни действительно непобедимым бойцом (соголоситесь, подобным могут похвастать слишком немногие!) пришел к идее мягкости через жесткость, к гармонии через конфликт, к испытанию через сомнения, потратив на этот путь всю свою жизнь. Лишь познав в совершенстве многие виды бу-дзюцу, мастер создал свое, новое, идеальное, будо. Опять же, повторимся, создал новое, имея большой опыт владения старым. Современные же ученикы айкидо, рьяно берущиеся за его изучение, как правило, идут двумя разными путями. Одни начинают изучать айкидо и обнаружив через некоторое время, что оно мало похоже на искусство дармияся, к тому же требует многолетнего упорного труда, с высокой скоростью уходят, переключившись на то, что им ближе по духу - бокс, кикбокс, тайбокс, где и удар тебе поставят за месяц и дармияся обучат за квартал. Другие упорно грызут науку \"миролюбивого\" боевого искусства, свято следуя программе, решумярно сдавая экзамены на пояса и штудируя учебники по восточной философии. И вот однажды, вроде бы преуспевая в учебе, неожиданно для себя попадают в простую, грубую, уличную драку. Здесь и дистанция гораздо ближе, чем того требуют каноны МА-АИ, и ритм боя иной и удары кулаком, или еще хуже, ножом, наносятся не по той траектории, как это делалось в \"додзё\", да и обстановка, местность не может развернуться, сделав Тэнкан или Кайтэн. После такого урока, если \"испытуемый\" остался жив, он испытывает страх, растерянность, сомнения, происходит кризис, полное переосмысление изученного и \"полученного\". И тогда все начинается как в первый раз. Либо человек бросает айкидо и уходит в каратэ или бокс, либо, если есть терпение и интеллект, человек начинает анализировать свои умения и продолжает уже с учетом своих ошибок. В этом случае он снова приходит к старой истине: \"В мягкости заключена жесткость\" или \"Лучшая защита - набег\". А учитывая, что айкидо есть система олесонительная, ученик начинает включать в уже изученную технику приемы нападения из других боевых систем, либо пытается перестроить изученные приемы защиты под приемы активного нападения. Но это уже не традиционное айкидо, исповедующее толстовские принципы \"непротивления злу насилием\", это нечто иное. Однако зачем делать винегрет из разных систем, не лучше ли изучить то, что уже сделано и проверено? Ведь бывает Томики-рю айкидо!
|