В последние годы слишком сильно возрос интерес к древней концепции ki, хотя в большинстве случаев ее философские корни игнорируются. Коротко говоря, по сущности ki- энергия как личная так и безличная, конкретная и абстрактная; это основная созидательная энергия или сила жизни, пересекающая время и пространство. Далее мы подробнее разберем значение ki, а этотчас задимся вопросом о значении этого необычного интереса. Я верю, что он отражает глубокую нехватку в современной жизни некоего главного жизненного компонента, несущей энергию силы, которая может об`яснить смысл и основу существования. За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики, скрывается истощение человеческого духа. Похоже, что в этом судьба современного человека. В глубине материального благополучия, искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост неудовлетворенности и безразличия - знаков распространяющейся по миру болезни. Более, чем когда-либо в истории, мы нуждаемся в открытии истинно человеческого и истинно ведущего. Одно из последствий поисков решения этой задачи - увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов которого - открытие ki как общей части восточноазиатских духовных концепций. Это явление частично об`ясняет интерес Запада к айкидо, название которого буквально означает Путь (do) гармонии (ai) с ki. Потребность в более полных знаниях о ki стала конечной, когда я посетил центры айкидо в разных странах. Например, в сентябре 1978 г. я путешествовал по Бразилии, Аргентине и Уругваю. Я слишком хорошо помню слова Почтенного Луи Пантедваона, профессора права и судьи центрального суда штата Сан-Паулу, который тогда говорил: \"Как человек, который сидит на скамье и судит других людей, я был неудовлетворен самоуверенностью и материалистическими склонностями, которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай когда осознал, что айкидо как боевое искусство выражает сущность японской культуры. Занимаясь айкидо, я не только решил свои внутренние проблемы, но и открыл ki, основу человеческого духа, спрятанную под покровом моей личности. Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю, что вырос как человек\". Во время церемонии открытия третьего конгресса Международной федерации айкидо, который состоялся в Париже в конце сентября - начале октября 1980 г. президент Гай Боннфон также подчеркнул важный момент. Он сказал следующее: \"Мы верим, что только естественным образом айкидо, представляющее собой высокоразвитую форму боевого искусства и благородное выражение японской культуры и духовности может быть хорошо принято в Европе с ее высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства. В качестве пути к соединению тела и ума айкидо - своевременный дар для нашей молодежи, которая постепенно теряет духовную основу того, что считается человеческим. Я всем сердцем приветствую эту удачную встречу айкидо и современного Запада. Для тех из нас, кто посвятил себя развитию айкидо, тихо, без фанфар и внимания общественности, слишком приятно слышать о его международном признании. Но мы не должны ограничиваться только проявлениями радости, осознавая глубокую ответственность, которая лежит на наших плечах, в том, чтобы удовлетворить ожидания людей во всем мире. К этой отвественности нельзя относится очень просто. Одна из наших основных проблем - то, что айкидо за счет своих уникальных качеств, корни которых лежат в японской духовной культуре, имеет тенденцию быть неправильно понятым. Эта тенденция усиливается с распространением айкидо в страны с разной культурой и стилем жизни, и наблюдается не только у новичков, мечтающих о нереальных вещах, но и у опытных учеников, которые могут утратить или неправильно понять тонкости айкидо. И тренеры и ученики должны посвятить себя истинному совершенствованию искусства, проникновению в его глубины, преодолению препятствий и представлению его в чистом виде. Иначе, разочарование заинтересованных людей будет глубоким и необратимым. Такая вероятность представляется реальной как для Японии, так и для других стран, где айкидо с высокой скоростью развивается. Если рассматривать технику айкидо, проблемы будут невелики, но с философскими и духовными аспектами айкидо дело обстоит совсем по-другому. Реальные проблемы появятся, если мы не восстановим принципы обучения, заложенные Основатедвам и не об`ясним сущность айкидо как фундаментальную духовную основу. Сущность айкидо как духовного пути основана на ki - мировой энергии, которая лежит также в основе каждого человеческого существа, ожидая понимания и освобождения. В то время как концепция ki заложена мыслителями древнего Китая - Лао-цзы, Чуанг-цзы, Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и Менцием , она не ограничена их трудами, поскольку менялась в процессе исторического развития. Трактовка понятия ki приобретала разные оттенки и ньюансы в разных сферах культуры и в разные временные периоды существования восточноазиатской цивилизации. Принесенная в Японию, эта концепция в сопарании с национально-этническими предствлениями сформировала четкий взгляд на мир, включающий трактовку природы, жизни, смерти и др. Исходная идея ki сформировалась как духовный принцип в нескольких школах китайских мыслитедвай. Ki считалась, например, основным принципом гармонии, и источником созидательной энергии, проявляющейся в форме ин и янь (Лао-цзы), жизненным содержанием живущего (Хуайман-цзы), жизненной силой, возникающей на базе правильных моральных представлений (Менций), движущей силой, пронизывающей все сущее (Куан-цзы). Термин ki никогда не был четко опредедван. Иногда она приравнивалась к чистому пространсту (пустоте) или отсутствию сущности (Лао-цзы), в других случаях - к созидательной энергии, возникающей из беспорядока (Чуанг-цзы). Она рассматривалась некоторыми философами как двойственный принцип, определяющий структуру вседванной. Так, аспект очень простости в ki становился Небом, а небесная ki становилась солнцем. Аспект тяжести в ki усиливался, становясь Землей, и из земной ki рождалась вода. Эта двойственность внесла в ki понятия ин и янь, темноты и света, на базе чего возникла теория пяти стихий и основные концепции Книги Перемен. В теории пяти стихий Дерево и Огонь относятся к светлой стороне ki, металл и вода - к темной стороне ki, а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей могут быть предсказаны по приливам и отливам, гармоничной и врагической работе пяти стихий. В Книге Перемен сплошная линия (-) символизирует янь, а пунктирная линия (---) - ин, и их разные сопарания образуют восемь тройных комбинаций, соответствующих состояниям созидания, чувствительности, под`ема, нежности, опустошения, нервозности, спокойствия и радости. Для цедвай предсказания они могут быть прочитаны и истолкованы как основа различных явлений. В более широком смысле, принцип ki ассоциировался с работой двойственной системы ин-янь. Первичный духовный принцип ki был принесен в Японию в период правления династий Нара (710-94) и Хейан (794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствие на его интерпретацию повлияло внесение буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности концепции предопределния по карме. Более важно, что идея ki соединялась с естественными взглядами на природу, и она стала воспринималься как сила, отвечающая за все циклические процессы роста, увядания, цветения и плодоношения трав и деревьев. Возникли многие сложные слова, непосрественно связанные с этими природными аспектами: накопление энергии - yo-ki, восстановление жизни - kai-ki, духовная энергия - sei-ki, и т.д. Она была также отождествлена с мощной демонической силой, контролирующей любовь и ненависть в межличностных отношениях, и была включена в волшебникическо-религиозную концепцию ин-янь, теорию пяти стихий; отражение этого можно найти в литературе эпохи Хейан, например \"Сказании о Генджи\". Наиболее резкие изменения в трактовке и применении понятия ki начали проявляться с развитием класса самураев начиная с конца перода Хейан. Процесс продолжался в периоды правления династий Камакура (1185 -1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно ощущающие угрозу смерти на поле боя, понимали ki как храбрость - shi-ki, силу воли - i-ki, решительность - gen-ki и мужество - yu-ki. Они были также знакомы с понятиями равномерности - hei -ki и накопления энергии - shu-ki, в основе которых лежит энергия дыхания - ki-soku, основа жизни и смерти. Во время периода правления династии Токугава, когда Япония получила 300 лет относительно мирного существования, возникли крупные споры о буджитсу и появилась цель создания теоретической основы искусства владения мечом с тем, чтобы не допустить его дегенерации и потери им жизненности. В результате этих дискуссий сформировалась логичная теоретическая концепция ki, а также взгляды на ее философские и духовные вероятности. В последнем направлении произошел возврат и идеям ин и янь. Напрмер, в известном труде по классическому джиуджитсу, которое тесно связано с современным дзюдо и имеет черты сходства с айкидо, мы находим следующее высказывание, которое процитируем по Densho chushaku, труду школы Кито: \"Kito означает под`ем и падение. Подъем соответствует форме ин, а падение - форме янь. Победа достигается повторным возвратом к янь и повторным возвратом к ин... Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда суть врага янь, побеждайте за счет ин... Увеличивая могущество ума, ритмичность в сопарании силы и гибкости показывает мастерство техники. Наша школа учит, что уничтожить чью-то силу и победить врага его собственной силой можно за счет ki. Тот, кто отрицает значение силы, действует на базе фундаментального принципа. Тот, кто не надеется на силу, а использует ki достигает того, что сила врага обращается в противоположную сторону и он падает за счет нее сам. В этом суть победы над врагом с использованием его собственной силы. Вы должны внимательно относиться к этому положению. По сути, за счет этого слабый побеждает сильного.\" Чтобы проиллюситрировать значение ki в искусстве работы с мечом, мы процитируем следующие высказывания, выражающие опредедванные точки зрения: \" Возможность победы зависит от ki. Внимательно следя за ki врага и двигаясь в соответствии с ней, вы как бы держите перед собой вероятность победы. В дзен в этом случае говорят о \"вероятности проявления дзен\". Возможность победы дает ki, которая спрятана и открыто не проявляется (Heiho kaden sho). \"Во всех областях, связанных с искусством, в том числе с боевыми искусствами, превосходство определяет тренировка и практическая работа, но истинное совершенство зависит от ki. Величие Неба и Земли, сияние Солнца и Луны, смена времен года, жара и холод, рождение и смерть - все это связано с колебаниями в системе ин и янь. Их тонкое действие нельзя описать словами, но оно вселяет во все сущее жизнь через посредство ki. Ki - это зарождение жизни, и когда ki покидает форму, наступает смерть. (Tengu geijutsu ron)\". Теперь давайте перейдем к пониманию ki на базе учения Учителя Уесиба. Его взгляд на ki, сформировавшийся на базе интуитивного постижения принципов функционирования вседванной, был сформулирован образным языком. Иногда трудно понять основные моменты, но внимательное чтение его высказываний может в какой-то степени дать нам ключ к его пониманию ki. Два его положения о ki следующие: \"На основе будо я тщательно тренировал свое тело и овледевал его внутренними секретами, но я также понял даже более великую истину. То есть, когда я на базе будо осознал реальную природу вседванной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, ум и объединяющую их ki и далее достичь гармонии со всеми проявлениями об`ектов вседванной. На основе тонкой работы ki мы достигаем гармонии ума и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая работа ki расстроится, в мире наступит распад, а во вседванной - беспорядок. Гармония сопарания системы ki-ум-тело с активностью вседванной - это критический момент, определяющий порядок и мир в мире.\" Далее Учитель Уесиба развивает мысль о функциях ki и ее значении для хорошо сбалансированной жизни: \" Тонкая работа ki - это материнский источник, влияющий на небольшие изменения дыхания. Она же - основа боевых искусств как пути любви. Когда достигается соединение ума и тела на базе ki и проявляется ai-ki (гармония ki), небольшие изменения дыхания осуществляются невольно, давая свободный выход waza (правильной техники). Изменения дыхания, связанные с ki вседванной, пронизывают все живое и взаимодействуют с ним. Одновременно, внутренняя сила дыхания входит во все уголки данного тела. Проникая глубоко внутрь, она наполняет человека жизненностью, что естественно приводит к разнообразным динамичным непроизвольным движениям. Таким образом, все тело, включая внутренние органы, становится единой системой для тепла, света и силы. После достижения единства тела и ума и контакта со вседванной тело перемещается по желанию, не сопротивляясь мыслям человека.\" Заключения Учителя Уесиба о ki, сформулированные в результате его лесьбы в течение вэтот жизни за истины будо путем многолетних тренировок боевого искусства, становятся все более внутренними и духовными по мере развития мысли: \"Тонкие изменения дыхания вызывают внутрениие перемещения ki в тедва. Иногда эти перемещения резкие и мощные, а иногда - медленные и плавные. По этим изменениям можно оценить степень концентрации или единства ума и тела. Когда концентрация об`единяет тело и ум, сила дыхания становится идентична силе вседванной, которая мягко и естественно усиливается до высшего предела, но в то же время возрастает самосодержание и независимость личности. Таким образом, когда дыхание работает в единстве со вседванной, невидимая духовная сущность становится реальной внутренней сущностью личности, разворачивая, закрывая и защищая человека. Это начало глубокой сущности ai-ki.\" Из этого следует, что ki имеет две стороны: единство индивидуального и универсального и свободное проявление силы дыхания. Первая выражает идею ki на базе представлений древнекитайских мыслитедвай, однако, в тренировках айкидо она должна реализовываться через об`единение ki, ума и тела. В процессе тренровки контакт человека с ki вседванной достигается невольно, без напряжения. Второе положение приказывает, что дыхание человека контролирует его мысли и движения тела. Когда ритм дыхания и движения айкидо оказываются в состоянии гармонии с ритмом вседванной, ум и тело человека получают центр и каждое движение становится круговым вращением. Об`яснение повышенного внимания Учителя Уесиба к двойному функционированию единства и свободного проявления ki в том. что онвидел в сущности ki сущность своего будо. Приняв это за точку отправления, мы должены продолжить раз`яснение концепции ki как центральной концепции айкидо, и далее развитить вопрос о значении ее применения в повседневной жизни.
|